Blogger Template by Blogcrowds


Дверь открою, а за мной гурьбой ребята:
О, побольше б интересных книг.
Не в обиде я, что шуму многовато,
Не в обиде я, что много суетни.
С. Бестова.
В каждой школе среди шума и гама есть маленький островок тишины и спокойствия - школьная библиотека, любимое место многих ребят. Любимое, потому что здесь не ставят оценок, как на уроке, не ругают, как дома.
В этом доме юные читатели встречаются с умнейшими людьми разных эпох: Державиным Г.Р., Пушкиным А.С., Толстым Л.Н., Шолоховым М.А., Драгунским В.Ю., Линдгрен А., Барто А., Гайдаром А.П. Здесь не счесть сокровищ - интересных книг, занимательных журналов, мудрых мыслей, фантазий. Здесь особая атмосфера и даже время течет иначе. И хозяйка этого «острова сокровищ» - я - школьный библиотекарь. Я нахожу ответы на их бесчисленные вопросы, посоветую самую интересную книжку, помогу, подскажу, поддержу. Как это важно ребенку, который иногда теряется в больших школьных коридорах. Как это необходимо школьнику, который начал обучаться грамоте, а там, «где грамота… там добро».


До сих пор помню, когда я первый раз помогла ученику выбрать книгу.
А случилось это 17 лет тому назад, когда я закончила 11 классов и пришла в школу работать. Подвигла меня к этому мой школьный библиотекарь. Еще ученицей начальной школы я пришла в свою школьную библиотеку и повстречала там доброго, внимательного библиотекаря Таскиру Аюповну. Она привила мне любовь и умение работать с книгой. Иногда она разрешала мне заполнять читательские формуляры, обслуживать читателей, что наполняло мое сердце особой гордостью. Я чаще стала ходить в библиотеку общаться с читателями, библиотекарем и просто почитать. Любовь к книгам (продолжается до сегодняшнего дня) – это роман на всю жизнь, и взаимный.
Окончив школу, я решила воплотить свою мечту - стать библиотекарем. Чтобы стать хорошим специалистом, мало уметь любить книги. Надо любить детей, развивать свой кругозор, иметь обширные познания в самых различных областях, использовать их в работе. Вот почему библиотекарь- это и навигатор, и штурман, и психолог, и лекарь душ. Все это я постигала, работая в удивительном лицее имени Пушкина. На моем пути оказались замечательные, преданные своему делу люди - это директор лицея Валентина Васильевна Кибец, заведующая библиотекой Валентина Тимофеевна Курмышкина, библиотекарь Ляля Саитгареевна Сафина. Директор одной из школ Швеции как-то сказал: « Школа без хорошей библиотеки так же противоестественна, как квартира без кухни». Наш директор постоянно нам говорит: « Помните: библиотека - это сердце школы». И я верю ей, потому что вижу, как она самоотверженно трудится ради детей. Я благодарна ей, потому что у меня не было диплома по специальности, но меня приняли и поверили в меня.
Я поступила в Марийский Республиканский колледж культуры и искусств на библиотечное отделение. Я стала более уверенной, получила теоретические знания, а практические навыки работы у меня уже появились.
Теперь я не просто хранитель книг, но распространитель информации, воспитатель библиофилов.
И не важно, что усталость донимает:

Я ведь знаю, что такое счастье?
Счастье я сейчас не представляю
Без своих читателей вихрастых!

Действительно, мои читатели – вихрастые мальчишки и неугомонные девчонки 1-4 классов.
Мне интереснее работать с детьми младшего школьного возраста Начальный период школьного детства - это точка отсчета их жизни.
Этот возрастной период называют «порой первоначального накопления», и важно, чтобы ребенок накапливал самое ценное, способствующее воспитанию его художественного вкуса, культуры слова, духовного мира в целом.
Моя задача - помочь детям раскрыть свой творческий потенциал. Поэтому я стараюсь развивать образное мышление детей, и лучшим инструментом для этого является Чтение.
От того, как все пойдет с самого начала, зависит многое. Работая в библиотеке начальной школы (в лицее функционируют две библиотеки), я стараюсь окружить своих читателей любовью, заботой, участием, чтобы им было интересно, познавательно. Чтобы бежали они в библиотеку с радостью, получали удовольствие от прочитанных книг, от общения со мной, от времени, проведенного в библиотеке, чтобы искренне полюбили школу и библиотеку и с гордостью осознавали свой первый социальный статус – статус школьника-читателя.
Моя задача - воспитание устойчивого интереса к книге и желание преодолеть трудности чтения. Это сложная задача, но, по-моему, я с ней справляюсь. «Читать – это еще ничего не значит, - считал выдающийся педагог К.Д.Ушинский, - что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело». Что делаю я, чтобы заинтересовать ребенка книгой, привлечь его к чтению?
Тщательно готовлю 1-й урок – это урок чтения в библиотеке. Ведь от этой встречи зависит многое: станет для школьника библиотека любимым местом или нет, найдет ли он здесь своих друзей. Это – экскурсии для учащихся 1-х классов. Экскурсии провожу в сентябре. Первое посещение библиотеки волнительно для ребенка. Их встречают дети, одетые в сказочные костюмы и ведут их в Книгоград. Литературные герои рассказывают об улице «Первых книг», улице «Детства», «Сказочной», «Родного края». Первоклассники внимательно, с широко открытыми глазами слушают о том, где живут книги, кто написал про крокодила Гену, про Веру и Анфису, про кота Матроскина.
Одним из направлений деятельности нашей библиотеки является пропаганда творческого наследия А.С.Пушкина: ведь наш лицей носит имя поэта. Я знакомлю с его сказками (инсценирую их), стихами, поэмами. Рассказываю о библиотеке Пушкина, о его любви к книге. Провожу занятия «Что читал Пушкин в лицее», «Стихи Пушкина о няне Арине Родионовне», «Лукоморье Пушкина», «Пушкинские места России». Мы приобрели «Историю России в рассказах для детей» А.О.Ишимовой. В февральские дни я рассказываю детям, как появилась эта книга в печати.
Провожу литературные праздники, беседы, громкие чтения, викторины с учащимися, игры, а в глазах своих воспитанников вижу благодарность, восторг, интерес от общения со мной и одноклассниками. Здесь дети чаще проявляют активность, находчивость, сообразительность, инициативу и смекалку. «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» - так считал В.А.Сухомлинский. Часто провожу литературные игры: «Самый умный», «Сказки гуляют по свету». Одна из самых любимых «День веселых испытаний». Она нравится детям, потому что позволяет подвести итог всему тому, чему научились за год.
Увлеченные игрой, дети легче приобретают знания, овладевают навыками общения.
Отзвенит звонок с последнего урока, в библиотеке погаснут огни, книги до утра будут спокойно стоять на своих полках. А я иду в библиотеку старшей школы, там ждут меня мои коллеги. Ведь и здесь идет интересная работа с учащимися 5-11 классов. И я включаюсь в неё.
А на кафедре у меня остается письмо – приветик из 4Б класса от Виолетты Любавиной: «Уважаемая Светлана Викторовна! Вы очень хороший человек: добрый, веселый. Я очень рада, что именно Вы работаете в этой библиотеке!!! В библиотеке много интересных книг. Вы всегда поможете советом. Я думаю, Вам очень трудно записывать книги, когда столько человек в очереди. Целых 4 года я с Вами знакома! Я очень рада!».
День прожит не зря.

Родитель растит сына или дочь, учитель - успешного ученика, я, библиотекарь - читателя. Кому-то покажется моя должность маленькой: подумаешь - школьный библиотекарь? Я не считаю себя винтиком школьного «корабля», я, как штурман в бушующем море, веду своих детишек, чтобы облегчить их путь к поиску. Ведь от того, какими они вырастут, мои читатели, будут ли они культурными, читающими, образованными, честными, зависит, в конечном счете, судьба страны. Вот такая моя должность.

0 Comments:

Post a Comment



Следующее Предыдущее Главная страница