Blogger Template by Blogcrowds

Дороги детства

Ежегодно 19 октября наш лицей отмечает праздник «День лицея». В этот день в 8 часов утра проходят Пушкинские уроки. Я хочу представить вам урок «Дороги детства», который прошел с учащимися четвертых классов.



ДОРОГИ ДЕТСТВА
Пушкинский урок.
Оформление: Полосатая дорожная будка, уходящие вдаль верстовые столбы.
Звучит мелодия песни «Однозвучно гремит колокольчик» как тема дороги.
Участники урока: ведущий - библиотекарь, чтецы, артисты – учащиеся 4К, 2Л кл.

Вступление
Выходит группа ребят, они становятся свободно и читают стихотворение А.Плещеева
«Памяти Пушкина».

Мы чтить тебя привыкли с детских лет
И дорог нам твой образ благородный;
Ты рано смолк, но в памяти народной
Ты не умрешь, возлюбленный поэт!

Бессмертен тот, чья муза до конца
Добру и красоте не изменяла,
Кто волновать умел людей сердец
И в них будить стремленье к идеалу;

Кто сердцем чист средь пошлости людской,
Средь лжи кто верен правде оставался
И кто берег ревниво светоч свой,
Когда на мир унылый мрак спускался.

И все еще горит нам светоч тот,
Все гений твой пути нам освещает;
Чтоб духом мы не пали средь невзгод,
О красоте и правде он вещает.

Все лучшие порывы посвятить
Отчизне ты зовешь нас из могилы;
В продажный век, век лжи и грубой силы
Зовешь добру и истине служить.
Вот почему, возлюбленный поэт,
Так дорог нам твой образ благородный;
Вот почему неизгладимый след
Тобой оставлен в памяти народной!

Ведущий. Наш праздник посвящен Александру Сергеевичу Пушкину.
Давайте вместе пройдем дорогами его детства.
Дороги Пушкина…(Тихо звучит тема дороги.) Проселочные дороги. Размытые осенью. Пыльные летом. Зимние дороги, теряющиеся в снежной мгле. Весенние - больше похожие на реки. Дороги вечного странника, вечного путника.
А начиналось все так же, как и у всех, с дороги детства.
У отца Сергея Львовича, гость – известный историк и писатель Н.М.Карамзин. Он рассказывает о старине, а шестилетний Саша, сидя напротив и не спуская с него глаз, слушает затаив дыхание.
Спать мальчик ушел неохотно. Но в детской ,няня Арина Родионовна тихонько спела ему песню, как «синица тихо за морем жила», рассказала сказку о золотом петушке… (Выносят столик. На нем подсвечник, лист бумаги, перо)
Выходит «няня» в сопровождении нескольких детей, одетых в русские народные костюмы. Няня усаживается у столика, начинает вязать. Дети рассаживаются вокруг: у стола, рядом с няней, на полу.

Чтец. Я сам не рад болтливости своей,
Но с детских лет люблю воспоминанье.
Ах! Умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы…

Чтец. От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша прижмусь под одеяло,
Не чувствоя ни ног, ни головы.

Ведущий. Не старая ли няня, или, как ласково называл ее сам Пушкин, мамушка, совсем не похожая на покровительницу поэзии Музу, вручила Пушкину свирель.
И зазвучала Поэзия…

Чтец. В вечерней тишине
Являлася веселою старушкой
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.

Няня (обращается к мальчику, сидящему за столом)
Напиши, дружочек, батюшке моему, Александру Сергеевичу.
Мальчик берет перо, пишет под диктовку:
«Любезный друг мой, Александр Сергеевич, я получила Ваше письмо и деньги, которые Вы мне прислали. За все Ваши милости я Вам всем сердцем благодарна. Вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только засну, то забуду Вас и Ваши милости ко мне. Приезжай поскорей, ангел мой. Всех лошадей на дорогу выставлю, Целую, Арина Родионовна».

Чтец Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые ворота
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.

Ученицы 1-го класса подходят к нянюшке и просят ее рассказать сказку.
Няня. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь.(продолжением стал показ видеофильма «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

1 Comment:

  1. ElenaY said...
    Урок замечательный! А фотографии с проведения его есть?

Post a Comment



Следующее Предыдущее Главная страница