Blogger Template by Blogcrowds

   Наш лицей носит имя А. С. Пушкина, поэтому одно из направлений деятельности библиотеки - пропаганда творческого наследия А. С. Пушкина. Традиционными праздниками в лицее стали Пушкинские уроки, День открытия Царскосельского лицея, День памяти А. С. Пушкина, Пушкинские балы в День венчания поэта 18 февраля, День рождения Поэта, Онегинские чтения. Последние три года на Онегинские чтения съезжаются гости из разных городов России. Центром проведения этого мероприятия является библиотека. К Онегинским чтениям мы подбираем материалы в помощь учащимся и преподавателям, оформляем развернутую книжно-иллюстративную выставку. Для участников Онегинских чтений проводим экскурсию по библиотеке, рассказываем о наследии А.С. Пушкина и книгах, посвященных его жизни и творчеству. К участию в проведении экскурсий привлекаем учеников. Практика показала - у них возрастает интерес к мероприятию, в котором им отведена определенная роль. Готовясь к экскурсии, они знакомятся с творческим наследием великого поэта, с его любимыми книгами, с местами, где бывал Пушкин, с людьми, его окружавшими. Каждый год 19 октября в библиотеке проводятся Пушкинские уроки. «Город муз» (Царское село в поэзии), «Потомки Пушкина», « Читал же Пушкин, не прочесть ли нам!», « Пушкиниана в живописи», «Болдинская осень», «Лицейская республика», «Дороги детства». При подготовке и проведении уроков постоянно ищем новые темы. Интересно проходят литературные вечера, викторины по творчеству великого поэта, беседы о книгах – юбилярах А.С. Пушкина, праздники и конкурсы по его бессмертным сказкам. С 2003 года проводятся вечера «Свеча горела…» из цикла «Лауреаты Пушкинской премии». С 1881 до 1919 года она была одной из самых значительных российских премий. Возродилась премия в 1994 году. В 2004 году она была вручена последний раз. Между тем Пушкинская премия – залог культурной преемственности в России, которая не должна быть прервана. Поэтому Фонд Александра Жукова, Государственный музей А.С.Пушкина, Государственный музей-заповедник «Михайловское» учредили Новую Пушкинскую премию. На вечерах мы и наши помощники - учащиеся 10-11 классов рассказываем о жизни и творчестве писателей и поэтов, награжденных престижной премией. Чаще всего говорим о писателях и поэтах, не изучаемых или мало изучаемых по школьной программе. Это С.Я.Надсон, М.Лохвицкая, А.Кушнер, К.Станюкович, Н.Матвеева, Б.Ахмадулина, Л.Петрушевская и другие.«Язык души красноречивый…»


Хочу представить вам сценарий одного из вечеров данного цикла.






Литературно-музыкальный вечер цикла «Лауреаты Пушкинской премии»

Оформление зала: Книжная выставка «Язык души красноречивый…»
Разделы выставки:

1.Рыцарски-щедрая поэзия Н.Матвеевой.
2.Театр Петрушевской.
3.Чудо, по имени Белла.


Участники вечера: библиотекарь, ведущие –6, чтецы, исполнители песен.

Библиотекарь

Мы продолжаем рассказы о писателях и поэтах, награжденных Пушкинскими премиями. Сегодняшний вечер посвящен трем женщинам – нашим современницам – Новелле Матвеевой, Людмиле Петрушевской и Белле Ахмадулиной. Напоминаем вам, что Пушкинская премия была учреждена Петербургской Академией наук в 1881 году. С 1881 года по 1919 год она присуждалась 23 раза. Указом Президента России Пушкинская литературная премия была возрождена в 1994 году. Указ звучит так: «Пушкинская премия в области поэзии присуждается за произведение, которое вносит значительный вклад в художественную культуру России и предполагает в лауреате продолжателя лучших классических традиций».
Есть еще одна Пушкинская премия. Она учреждена немецким меценатом Альфредом Тепфером в честь «нашего первого поэта» в 1989 году. Называется она Немецкая Пушкинская премия. Учреждена для поощрения писателей и поэтов, вручается ежегодно в день рождения А. С. Пушкина.

«Рыцарски-щедрая поэзия Н. Матвеевой».

( Звучит песня Матвеевой Н. «Я леплю из пластилина»)

Ведущий 1: В конце нашего столетия стало навязчивой модой раздавать поспешные оценки творческим людям «Последний гений ХХ века», «Последний гениальный поэт», «Последний композитор» и тому подобное.
Ведущий 2: Словно все сбежали за ходовым товаром и просят «больше очередь не занимать».
Ведущий 1: Новелла Матвеева никогда никуда никакую очередь не занимала. Она всю жизнь старалась обходить стороной современную «ярмарку тщеславия». Ведущий 2: И это при том, что она из плеяды самых известных поэтов поколения «шестидесятников», автор блестящих лирических и иронических стихов, эпиграмм, тонких остроумных эссе о поэзии и прозе, автор популярной романтической пьесы по мотивам произведений ее любимого Александра Грина «Предсказание Эгля». Матвеева – автор удивительной мемуарной прозы «Мяч, оставшийся в небе». В своих воспоминаниях она пишет:
Чтец: «Родилась я в Царском Селе. И это было с моей стороны уже нескромно… Можно подумать, что душа молодого Пушкина, «солнца русской поэзии», там, на лицейской земле, опекала моих родителей как достойных и горячих солнцепоклонников!.. Убеждена, что места обитания гения, где он был более-менее счастлив благотворно действует и на людей в них потом поселяющихся».
Ведущий 2: Стихи Новелла Николаевна стала писать в детстве. В 1959 году у поэтессы был необыкновенно счастливый дебют. 1 ноября 1959 года газета «Комсомольская правда» напечатала целую полосу ее стихотворений.
Ведущий 1: Первый сборник «Лирика» издан в 1961 году, а в 1963 году вышел из печати и второй сборник «Кораблик». Эти сборники стали настоящим событием литературной жизни. О поэзии ее заговорили не только критики и многочисленные любители стихов, но и такие известные поэты, как Александр Твардовский, Самуил Маршак, Борис Слуцкий, Степан Щипачев, Евгений Винокуров.
( Звучит песня Н. Матвеевой «Реченька»)
Ведущий 2: Свои песни Новелла Матвеева запела в литературной Москве, проложив путь бардам Б. Окуджаве, М. Анчарову. Ее песни исполняли в театре, в кино, на эстраде Татьяна Доронина, Кира Смирнова, Елена Камбурова, молодежные ансамбли.
Ведущий 1: Такие песни, как «Цыганка-молдаванка», «Кораблик», «Платок, вышивая цветной…» и многие другие, остаются любимыми вот уже несколько десятилетий. Н. Матвеева считает:
Чтец: «…существуют типичные стихи и типичные песни. Типичное стихотворение – это вещь, которая в самом изначальном замысле уже была стихами, и только стихами! И, конечно, она страдает, будучи переложена на музыку. Даже прекрасную! Стихи тогда остаются прекрасны сами по себе, а музыка – сама по себе…
Я сразу стихи пишу, как стихи, песню – как песню».
Чтец: Читает стихотворение Н. Матвеевой «Песня и стих»
Ведущий 2: Много песен посвящено морской тематике, хотя на море она была лишь раз всего несколько дней. Но море всегда с ней, почти в каждой ее песне.
Ведущий 1: «Я родился у моря, на широком раздолье…», «Вот передо мною море голубое…», «Кораблям в холодном море ломит кости белый пар…», «Страна Дельфиния».

(Исполняется песня Н. Матвеевой «Страна Дельфиния»)

Библиотекарь: В 1998 году Новелла Матвеева получила Государственную Пушкинскую премию. Это первая ее награда. 7 октября 2004 года Новелле Матвеевой исполнилось 70 лет. За плечами 50 лет работы в литературе. Ее книги переведены на многие языки, ее стихи и песни знают и любят почитатели серьезной поэзии. Когда-то она, в поисках жемчужной раковины, хотела «чайной ложечкой» «вычерпать море». Но в том и счастье Новеллы Матвеевой, что поэзия неисчерпаема, а значит, будут новые книги и песни.
Лирику Новеллы Матвеевой можно назвать рыцарски-щедрой, потому что она не ворчливо-умудренная, а детски мудрая и всегда на стороне справедливого.
Тему справедливости в своих произведениях затрагивает и Людмила Петрушевская.

Театр Петрушевской.

Чтец: «Я родилась в 1938 году в Москве. Детство у меня было послевоенное, тяжелое, я скиталась по родственникам, жила в детдоме под Уфой. После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики МГУ, работала корреспондентом московских газет. Сотрудничала с различными издательствами. В 1972 году работала редактором на ЦТ.
Ведущий 1: С середины 60-х годов Людмила Петрушевская пишет рассказы. Первая публикация появилась в журнале «Аврора» в 1972 году.
Ведущий 2: Драматические произведения Петрушевская стала писать с середины 70-х. Тяжелые пьесы о бессмысленности и жестокости жизни воспринимались в тот момент как критика общественного строя.
Ведущий 1: Поэтом многие ее пьесы были запрещены, как, например, «Уроки музыки», поставленная известным режиссером Романом Виктюком.
Ведущий 2: Профессиональные театры возобновили постановки пьес Петрушевской в 80-е годы. Людмила Петрушевская писала пьесы и для детей. Это пьесы «Два окошка», «Золотая богиня», «Чемодан чепухи, или быстро хорошо не бывает».

(Сценка из пьесы – сказки «Чемодан чепухи, или быстро хорошо не бывает»
со слов фотографа «Здравствуйте, дорогие папа… до слов «А у меня всегда со сдвигом выходит…»)

Ведущий 1: С конца 80-х стала выходить проза: рассказы, сказки как для детей, так и для взрослых. Широкую известность получили ее повести «Свой круг» (1988), «Время ночь» (1992).
Ведущий 2: В 1992 году журнал «Новый мир» издал цикл рассказов «Песни восточных славян». В этом цикле перед нами проходит ряд странных историй, «случаев» - темных, страшных, ночных.
Чтец: «Случай – это особый жанр городского фольклора, начинающийся обычно словами: «Вот был такой случай». Случаи рассказываются в транспорте, в больницах, -там, где у человека есть пока что время».
Ведущий 1: Цикл «Песни восточных славян» знакомит нас с несколькими московскими случаями. Это «Случай в Сокольниках», «Материнский привет», «Новый район», «Месть».
Ведущий 2: Людмила Петрушевская пишет короткие рассказы. Среди них есть такие, что занимают 2-3 странички. Но это не миниатюры, не этюды или зарисовки, это рассказы, которые и короткими-то не назовешь, если учесть объем входящего в них жизненного материала.
Библиотекарь: Восприятие жизни Петрушевской особенное – это женское чувствование мира. Именно в мире женщины быт и бытие нераздельны. Путь, который проходят героини ее рассказов, несет в себе неизбывную боль. Но чувство боли есть не что иное, как чувство жизни. Если есть боль – человек живет, мир существует. Если боли нет, а а лишь спокойствие холодное и безразличное, - уходит жизнь, рушится мир.
Творчество Людмилы Петрушевской премиями журналов «Октябрь», «Новый мир», «Знамя», «Звезда», премией «Триумф». А в 1991 году она награждена Пушкинской премией А.Тепфера (Германия).
В 1993 году Пушкинскую премию Альфреда Тепфера получает еще одна женщина – поэтесса Белла Ахмадулина.

«Чудо, по имени Белла»
Чтец:   Читает стихотворение Б.Ахмадулиной «Свеча»
Ведущий 1: Белла Ахмадулина стала известна, если не знаменита, с первых же своих публичных выступлений. Виктор Ерофеев, известный критик писал:
Чтец: «Белла Ахмадулина навсегда останется первой поэтической влюбленностью моего поколения. Это был обаятельный образ, нерасторжимое единство стихов и гордость бунта и печали, голоса, надменности и челки. Все так переплеталось, что было непонятно, да и разбираться не хотелось, что чему предшествует, что первородно: бунт или печаль? Стихи или гордость? Гордость или голос?.. Ахмадулина стала нами, мы стали ею. Голос Ахмадулиной стал принадлежностью 60-х годов.
Ведущий 2: Первое стихотворение было напечатано ею в 1955 году. В этом же году Ахмадулину с триумфом приняли в Литературный институт. Для участия в творческом конкурсе она представила 12 стихотворений. Реакция рецензента – а им оказался Илья Сельвинский – была восторженной.
Чтец: «Стихи поразительные по силе, свежести, чистоте души, глубине чувства. Принять обязательно!»
Ведущий 1: Илья Сельвинский присылает ей и личное письмо.
Чтец: «Милая Изабелла Ахмадулина! Пишу Вам под впечатлением Ваших стихов… Я совершенно потрясен огромной чистотой Вашей души… могучим совершенно мужским дарованием, пронизанным женственностью, остротой ума и яркостью поэтического, да и просто человеческого чувства!.. помните, что у Вас дарование с чертами гениальности и не жертвуйте им никому и ничему.
Илья Сельвинский.21.03.55»
Ведущий 2: Оценка, данная Сельвинским юной Белле как гению, оправдалась. В 1977 году Ахмадулина стала почетным членом Академии искусств и словесности США, в 1993 году лауреатом премии «Триумф». В этом же 1993 году была удостоена премией А. С. Пушкина, учрежденная фондом Альфреда Тепфера.
Ведущий 1: Вся поэзия Ахмадулиной пронизана любовью. Пожалуй, мало кто в современной лирике сумел так, как она отдаваться нахлынувшему чувству, быть такой последовательной в отстаивании права на любовь. «А я люблю товарищей моих» - вот и все, чем отвечает Ахмадулина на суды-пересуды.
Ведущий 2: Ее позиция такова: «Да будем мы к друзьям своим пристрастны!
Да будем думать, что они прекрасны».
Или еще сильнее, еще непреклоннее – в трагическом стихотворении «Сон»
«Что мне до тех, кто правы и сердиты?
Он жив и только. Нет за ним вины.
Я воспою его. А вы судите
Вам по ночам другие снятся сны».
Ведущий 1: Оттого и нет для Ахмадулиной горше беды, чем в этом мире остаться одной, не защищенной надежным покровом дружества и любви.

(Чтец читает стихотворение Б.Ахмадулиной «По улице моей…» или исполняется романс)

Ведущий 2: Великая нежность поэзии и сердечного участия распространяется не только на прямых друзей поэта. Обширный цикл ахмадулинских плачей и заклинаний посвящен Марине Цветаевой. Это гордое имя и эта горькая судьба представлены ею в книге «Сны о Грузии».
Чтец: Ты перед ней не виноват, Берлин
Ты гнал ее, как принято, как надо,
Но мрак твоих обоев и белил
Еще не ад, а лишь предместье ада.
Не обессудь божественный Париж
С надменностью ты целовал ей руки,
Но все же был лишь захолустьем Крым
Провинцией ее державной муки.
Ведущий 1: А Пастернак? Белла Ахмадулина вспоминает:
Чтец: «Он неожиданно вышел из убогой чащи переделкинских дерев, поздно вечером, в октябре. На нем был грубый и опрятный костюм охотника. От нежности к нему, от гордости к себе я почти не видела его лица. Он сказал: «О, здравствуйте! Мне о вас рассказывали, и я вас сразу узнал…» Спиной и ладонями я впитывала диковинные приемы его речи – нарастающее пение фраз, доброе восточное бормотание, обращенное в невнятный трепет и гул дощатых перегородок. Он сказал: «Отчего вы никогда не заходите? У меня иногда бывают очень милые и интересные люди – вам не будет скучно. Приходите же! Приходите завтра». От головокружения, овладевшего мной, я ответила почти надменно: «Благодарю вас. Как-нибудь я непременно зайду».

Чтец: Уж занавес! Уж освещает тьму!
Еще не все! – Так заходите завтра!
О тон гостеприимного азарта,
Что ведом лишь грузинам, как ему.
Но должен быть такой на свете дом,
Куда войти – не знаю! Невозможно!
И потому, навек неосторожно,
Я не пришла ни завтра, ни потом!
Я плакала меж звезд, дерев и дач
После спектакля, в гаснущем партере
Над первым предвкушением потери
Так плачут дети, и велик их плач.
Ведущий 2: Стихи о любви у поэтессы – самые лучшие ее стихи. Они удивительно лиричны, легко ложатся на музыку.

(Исполняется романс «А на последок я скажу…»)

Библиотекарь: Стихи Ахмадулиной классичны. Павел Антокольский писал: «Это самая живая поросль в нашей поэзии…
Здравствуй, Чудо по имени Белла
Ахмадулина, птенчик орла!
Настоящая поэзия всегда с жизнью. И пока будет жизнь, людям нужен будет поэт».
Романтический голос авторской песни Н. Матвеевой – хрупкий, возвышенный, волшебный, возмутитель поэтического спокойствия 60-х Белла Ахмадулина, яркая представительница женской прозы 90-х Л. Петрушевская заняли достойное место в литературе и в сердцах людей.
(Обзор книжной выставки)

Использованная литература:

1.Ахмадулина Б. Избранное. - М., 1988.
2.Грушников О. Белла Ахмадулина. // Литературное обозрение.-1997.-№3.-С.21.
3.Кац Э.Э., Карнаух Н.Л. Новейшая проза. Опыт рецензирования // Русская словесность.-2004.- №7.- С. 39.
4.Матвеева Н. Хвала работе. – М.,1987.
5.Матвеева Н. Реченька. – В сб.: Люди идут по свету: Туристский фестиваль авторской песни. – М., 1990.- С.123.
6.Матвеева Н. Мастерская. В сб.: Поэзия. 1983. №37. – М., 1983. – С.123.
7.Осенние паруса в океане неба. (О Н. Матвеевой) // Первое сентября. - 2004.- №67 (12 октября).
8.Петрушевская Л.С. Три девушки в голубом: Сборник пьес./ Ст. Р. Тимменчика.- М.: Искусство, 1989.
9.Петрушевская Л.С. Песни восточных славян: Московские случаи. // Новый мир. - 1990.- №8.- С.7.
10.Сельвинский И.Л. Б. А. Ахмадулиной. // Литературное обозрение. - 1997.- №3.- С.10.
11.Чупринин С. Крупным планом, Поэзия наших дней. - М., 1983.
 

Составитель: Сафина Л.С. библиотекарь лицея №9 им. А. С. Пушкина.
г. Зеленодольск РТ.








0 Comments:

Post a Comment



Следующее Предыдущее Главная страница