Blogger Template by Blogcrowds

Поможем друг другу

     Я была потрясена сообщением о положении библиотек в Комсомольске-на-Амуре и возмущена отношением чиновников к коллегам. Программу развития библиотеки мы составили и приняли в 2008 году на три года. Предлагаю ее Вашему вниманию. Возможно кто-то возьмет нашу программу за основу и скорректирует для своей библиотеки.


Программа развития библиотеки на 2008-2010 гг.

    Программа определяет основные направления деятельности библиотекарей по ее реализации, определяет концепцию развития библиотеки.
Программа обосновывает направления развития библиотеки лицея, изменения и преобразования; формулирует цели и задачи, выявляет ресурсные возможности развития, представляет способы и технологии изменений.

Общие сведения о библиотеке.
Год основания: 1987г.
Наименование: школьная библиотека лицея №9 им.А.С.Пушкина.
Адрес: Республика Татарстан, город Зеленодольск, ул. Маршала Жукова, дом 3.
Учредитель: исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.
Миссия библиотеки: формирование современно образованной, нравственной личности, которая может самостоятельно делать выбор и принимать решения.
Структура библиотеки:
I ступень – 1- 4 классы. Цель: привить интерес к чтению, навыки самостоятельного выбора книг и работы со справочной литературой.
II ступень – 5-9 классы. Цель: поддерживать интерес к чтению, создать условия для освоения навыков работы со справочно-информационными технологиями, содействовать формированию профессионального самоопределения школьников.
III ступень - 10-11 классы. Цель: организация работы с учащимися по овладению ими информационной культуры.


Основные задачи программы:



  • Создание библиотечно-информационного центра (БИЦ) на базе школьной библиотеки.


  • Оказание библиотечно-информационных услуг и услуг дополнительного образования.


  • Содействие в реализации Национальной программы поддержки и развития чтения.


  • Организация взаимодействия с педагогическим коллективом по формированию информационной грамотности, информационного мировоззрения и информационной культуры школьников как обязательного условия обучения в течение всей жизни.


  • Развитие у учащихся устойчивой гражданской позиции.


  • Формирование у учащихся патриотических качеств, национального самосознания, адекватного отношения к человеческим ценностям


  • Формирование основ культуры здоровья и сознательного отношения к жизни



Основные направления программы:


Одним из основных инструментов реализации новой программы развития библиотеки является внедрение новых информационных технологий, необходимость создания единого информационного образовательного пространства школы.
С этой целью библиотека создает библиотечно-информационный центр (БИЦ) на базе школьной библиотеки. Это позволит научить пользователей:
- аналитическим методам обработки информации;
- конкретным навыкам по использованию различных технических устройств – от функций мобильной связи до персонального компьютера и компьютерных сетей;
- умению извлекать и использовать информацию из различных источников, представлять ее в понятном виде и эффективно работать с различными видами информации.
Деятельность библиотеки позволит:
-оказывать помощь учителям в подготовке к урокам с использованием информационных технологий;
-информировать о поступлении новой методической литературы, мультимедийных средств, периодических изданий.
Таким образом, в БИЦ библиотекарь выполняет три основные функции:
когнитивную, коммуникативную и креативную, что на деле определяет круг его деятельности. В БИЦ он:

  • структурирует / систематизирует, формирует (совместно с учителями) фонд библиотеки мультимедиа- и Интернет- ресурсами;


  • контролирует состояние ресурсов, содержание фонда, соблюдение правовых норм, регламент;


  • осуществляет работу по созданию и поддержке электронного каталога для Базы данных (БД) школы;


  • проводит поиск необходимый для учебного процесса информации, размещенной в Интернете, и использует ее для пополнения фонда библиотеки, размещая ссылки на ресурсы в БД Интернета школы;


  • курирует, «маршрутизирует» самообразование, направляет начинающих пользователей библиотечного медиа-кабинета, в том числе, проводит специальным образом организованную работу по привлечению пользователей к печатным источникам;


  • консультирует учителей, учащихся и родителей по использованию ресурсов Интернет / Интернет школы в подготовке и проведении уроков и внеурочной деятельности, воспитательной работе, проведению проектной работы;


  • организует внеурочные формы работы с медиаресурсами центра с учащимися по овладению ими информационной и медиакультурой;

Потребности педагогов и учащихся в библиотечно-информационном центре достаточно велики. Об этом говорят итоги двух месяцев (январь-февраль)


- медиа-кабинет посетило 420 человек (учащиеся и учителя)
- выдано и просмотрено 54 мультимедийных изданий
- проведено 15 уроков по разным предметам.

БИЦ общедоступен для всех пользователей, позволяет максимально использовать фонды библиотеки. Планируя работу по развитию БИЦ, нужно обратить особое внимание на организацию фонда:
- легкий доступ к любому из документов
- сохранность
- соблюдение санитарно-гигиенических норм хранения
- комфорт библиотекарей и пользователей работающих с фондом
- комплектование на традиционных и нетрадиционных носителях
- организация подписки.
На сегодняшний день фонд библиотеки составляет:


Отраслевая и художественная литература - 18048 экз.
Учебная литература - 27512 экз.
Периодика - 64 названия
Мультимедийные издания - 444 экз.


Для реализации основных задач библиотека комплектует универсальный фонд, куда включается и педагогическая литература. Это позволяет осуществлять дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников. Библиотека:
- выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы;
- осуществляет текущее информирование;
-является базой для проведения практических занятий по работе с информационными ресурсами.
Не менее важным направлением в деятельности библиотеки является развитие интереса к чтению, повышение статуса грамотного читателя, привлечения внимания к тем страницам детской литературы, которые для кого-то оказались пропущенными.
Следует продолжить воспитательную работу по следующим разделам:
- духовно-нравственное воспитание,
- развитие устойчивой гражданской позиции ученика,
- формирование навыков самоопределения в условиях изменяющегося
социума,
- воспитание культуры здоровья.
Важным направлением в работе библиотеки является проектная деятельность. В основе метода проектов лежит:
- развитие познавательных навыков учащихся;
- развитие критического и творческого мышления;
- формирование умений самостоятельно конструировать свои знания;
- формирование умений ориентироваться в информационном пространстве.


Этапы развития библиотеки


1.Формирующий этап 2008 г. (январь-август)
2.Основной организационный этап (сентябрь 2008-август 2009)
3. Этап внедрения и коррекции (сентябрь 2009 – август 2010)


Организационно – экономическое обоснование программы развития


Материально-техническое обеспечение
Материально-техническая база школьной библиотеки отвечает санитарно-гигиеническим требованиям, имеет достаточные размеры для размещения фонда, мест для занятий, досуговой деятельности, свободного чтения, компьютерных автоматизированных рабочих мест, выставочного пространства и рабочих мест для сотрудников библиотеки.
Библиотека располагается в трех помещениях:
-библиотека начальной школы занимает площадь 55,5 кв.м.
-библиотека основной школы занимает площадь 161,7 кв.м. (абонемент, читальный зал, хранилище для учебников)
-медиа - кабинет занимает площадь 55,9 кв.м.
Оборудование библиотеки включает в себя удобную современную мебель, электронное и аудиовизуальное оборудование, имеет выход в Интернет.
В библиотеке работает стабильный квалифицированный творческий коллектив в составе трех библиотекарей.
Уровень образования:
высшее профессиональное образование – 1
среднее специальное библиотечное - 2
Стаж работы:
до 10 лет -1
свыше 20 лет – 2

Нормативная база для разработки программы:



  • Закон Российской Федерации «О библиотечном деле»


  • Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»


  • Закон Российской Федерации «Об образовании»


  • Закон Республики Татарстан «Об образовании»


  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года


  • Конвенция о правах ребенка


  • Конституция РФ


  • Федеральная программа «Электронная Россия» (2002-2010)


  • Федеральная программа «Дети России»







Исполнители программы:


Библиотекари
Педагогический коллектив
            Совет лицея
            Родительский президиум




Разработчики программы:


Директор лицея Кибец В.В.
            Заведующий библиотекой Курмышкина В.Т.
            Библиотекарь Сафина Л.С.






План реализации программы развития
 

Содержание мероприятияСрокиСумма затратОтветствен.
Информатизация


2007-2008 уч. год


Создать БИЦ (Библиотечно-информационный центр) март
Кибец, Филипов, Курмышкина
Разработать нормативные документы БИЦапрель-май
Курмышкина, Сафина
Создать базу данных пользователей (учителей, учащихся)сентябрь – ноябрь
Библиотекари
Продолжать работу с электронным каталогом учебниковв течение года
Библиотекари
Создание электронного каталога художественной и отраслевой литературыянварь-декабрь
Библиотекари




2008-2009 уч. год


Продолжать работу по созданию электронного каталога художественной и отраслевой литературыв течение года
Библиотекари
Создать базу мультимедийных изданийянварь - март
Библиотекари, Бондаренко




2009-2010 уч. год


Завершить работу по созданию электронного каталога художественной и отраслевой литературыв течение года
Библиотекари




Справочно-библиографическая работа


2007-2008 уч. год


Ознакомление пользователей с минимумом библиотечно-библиографических знаний 1-4 кл. (библиотечные уроки)в течение года
Гамерова
Обучение приемам работы со справочной литературой 5-9 кл. (библиотечные уроки)в течение года
Курмышкина, Сафина




2008-2009 уч. год


Обучение написанию рецензий; библиографическое описание 10-11кл.в течение года
Библиотекари филиала №1




2009-2010 уч. год


Работать по совместному плану с филиалами №1, 5, 42 (библиотечные уроки)в течение года
Библиотекари




Воспитательная работа


2007-2008 уч. год


Организовать уголок кадета «Державе преданное братство»январь-февраль
Курмышкина, Сафина
Проводить «Уроки внекласснго чтения» 1-4 кл. 5-7 кл. 8-9 кл.1 раз в месяц
Гамерова, Курмышкина, Сафина




2008-2009 уч. год


Продолжать цикл мероприятий «Лауреаты Пушкинской премии»ноябрь
Сафина
Разработать цикл мероприятий «Кадет сегодня – защитник завтра»январь-февраль
Библиотекари
Содействовать формированию духовно богатой, нравственно здоровой личности: подготовить читательскую конференцию по книге писателя А. Кердана «Берег отдаленный…»февраль
Курмышкина




2009-2010 уч. год


Способствовать формированию личности учащихся средствами культурного наследия, формами и методами индивидуальной и массовой работы: беседы, обзоры, литературные часы, круглые столы и т.д.в течение года
Библиотекари




Работа с фондом


2007-2008 уч. год


Произвести списание ветхой художественной и отраслевой литературыянварь
Библиотекари




2008-2009 уч. год


Приобрести художественную литературу для 5-9 классовмай
Администр-я родители, библиотека
Произвести списание отраслевой литературы по содержаниюмарт
Библиотекари




2009-2010 уч. год


Проанализировать состояние книжного фонда (учет, хранение, пополнение, расстановка)апрель-май
Курмышкина




Проектная деятельность


2007-2008 уч. год


Разработать комплексно-целевую программу «Информационная культура личности – как составляющая общей культуры человека»ноябрь-декабрь
Курмышкина, Сафина, учитель информатики, учитель литературы




2008-2009 уч. год


Разработать выставку-проект «Полет Чайки» по книгам Ричарда Баха «Чайка по имени Ливингстон» и В. К. Железникова «Чучело»октябрь
Курмышкина, Сафина




2009-2010 уч. год


Принять участие в проектах и акциях лицея «День лицея», «Наш Пушкин» октябрь, февраль
Библиотекари
Разработать выставку-проект по роману «Евгений Онегин» к Онегинским чтениям.февраль
Курмышкина, Сафина




PR – деятельность в библиотеке


2007-2008 уч. год


Какой быть современной библиотеке? С решением этого вопроса непосредственно связано освоение методов рекламной работы. Использовать печатную рекламу: листовки, плакаты, буклеты, печатные афиши.в течение года3000Библиотекари




2008-2009 уч. год


Создать рекламный клип для многократного использования в актовом зале «Моя библиотека»сентябрь-октябрь15000Библиотекари, учитель информатики




2009-2010 уч. год


Поменять вывеску «Библиотека» (форма, содержание названия, часы работы - все выполнить в одном стиле с подсветкой)сентябрь-ноябрь25000Администрация




Материально – техническое обеспечение


2007-2008 уч. год


Приобретение книжных стеллажей 10 шт., Приобретение телевизора 1 шт., Приобретение тумбочки под телевизор, Ремонт в библиотеке начальной школыДекабрь-январь январь март февраль57000       9000         6000       10000Администрация




2008-2009 уч. год


Приобретение DVD проигрывателя, Приобретение книжных стеллажей 15 шт., Ремонт в библиотеке старшего звенав течение года3500       90000     50000Администрация




2009-2010 уч. год


Замена линолеума в библиотеке старшего звенаиюнь80000Администрация


0 Comments:

Post a Comment



Следующее Предыдущее Главная страница