Blogger Template by Blogcrowds

5 лет назад в марте 2005 года ушел из жизни замечательный художник Азат Сафин. Было ему всего 50 лет. Родился он в городе Зеленодольске Республики Татарстан в 1954 году. Жил и работал в городе Чебоксары и поселке Кугеси Чувашской Республики.

Снежинка упала
На ладонь                                  
И умерла.
*
Был день,
Исчез, пропал.
Волочил тень,
Устал, упал.
Слеза траву
Орошала,
Бабочка рядом
Пропорхала,
Скользнул луч
Солнца по крылу.
Я исчезну,
Я уйду.
Художник Азат Сафин, по мнению критиков, «примеривает на себя самые яркие направления XX века: супрематизм, неопримитивизм, экспрессионизм, фовизм, - сублимируя нечто собственное, сафинское. Поэтому втиснуть его картины в жесткие рамки одного направления невозможно - это сумма техник и философий, наработанная предшественниками. В его картинах – призрачность импрессионизма, четкость кубизма, глубина символизма.
Дом – защищенное место, где нет насилия, центр родовой вселенной, «прирученный» Космос.
Прочитать картины Азата Сафина без знания мировой литературы трудно. И все же символика сафинских картин идет навстречу зрителю, открывая ту или иную ступень восприятия.  Все работы Азата Сафина построены на символах, включая цвет и форму. Одними из ключевых являются луна, двери, дом». Так писали о нем в разные годы.

Сам же он рассказывал: «Начал рисовать с четырех лет, когда увидел вертолет в небе. (Хочу добавить из воспоминаний мамы: «…прибежал домой, быстро схватил бумагу, карандаш, упал на пол и стал что-то рисовать. На вопрос, что ты рисуешь, ответил – вертолет») Рисовал на всем, что попадалось под руки.
Моими учителями были природа и книги. Воспоминания и впечатления, в основном, связаны с Волгой и библиотекой. Часами просиживал в библиотеке, просматривая альбомы Шишкина, Левитана, Саврасова и других художников. "Далекое - близкое" И.Репина, письма Ван Гога, "Техника живописи" и многие другие книги были постоянными спутниками моей юности. (действительно из библиотеки нельзя было его вытащить, мог читать целый день)
В 19 лет знакомство с Пикассо, Дали, Делоне, с импрессионистами, русским авангардом сильно изменило мое представление об искусстве вообще.
Множество направлений в живописи держит меня в творческом напряжении, дает возможность более широко раскрыться как художнику и личности. Раскрывшись в одном, я ухожу в другое; возможно, я приду к чему-то своему. Мне нравится эмблема Козимо Медичи (1389-1464) - черепаха с наполненным ветром парусом на спине. Сопроводительным девизом была фраза "Festina Lente" - "Спеши медленно" (лат.), что значит: не торопись, но будь уверен в том, что ты делаешь».

Он - как я,                             
Я - как тот,
Тот - как он...
Я разбил зеркало.
Хочу быть единственным.

Стихи Азата Сафина.


Были использованы материалы сайта http://azat-safin.narod.ru/ и из личного архива автора поста.

0 Comments:

Post a Comment



Следующее Предыдущее Главная страница