Blogger Template by Blogcrowds

Вершины Тукая

О Тукае - великом татарском поэте - писали много. Писали его современники, писали  исследователи его творчества. Тукай - душа татарского народа.  Родился он 26 апреля 1886 года. Умер, когда ему было всего 27 лет. Апрель 1886 года - и апрель 1913. Я хочу предложить вам 4 его стихотворения, которые очень люблю.


 Спокойствие семьи.
Что нужно для того, чтоб в доме всегда царил покой?
Одно: чтоб у слепого мужа жена была немой.
1909.

Книга.
Когда душа измучится в борьбе,
Когда я ненавистен сам себе,
Когда я места в мире не найду
И, утомясь, проклятье шлю судьбе;
Когда за горем - горе у дверей
И ясный день ненастной тьмы темней;
Когда сквозь слезы белый свет не мил,
Когда не станет сил в душе моей, -
Тогда я в книгу устремляю взгляд,
Нетленные страницы шелестят.
Я исцелен, я счастлив, я живу,
Я пью тебя, отрада из отрад.
И словно мной прочтенное тогда,
Встает, как путеводная звезда,
Бесстрашно сердце, радостна душа,
И суета вседневная чужда.
И, вновь рожденный чистою мечтой,
"Спасибо" говорю я книге той.
И, распрямленный верою в себя,
Я вдаль гляжу с надеждою святой.
1909.
Лестница
Стояла лестница в саду, так тяжела и высока,
Что, вероятно, было в ней ступеней свыше сорока.
Хотя ступени все нужны и ни одной нельзя убрать,
Не хочет верхняя ступень себя с подругами равнять.
- Я наверху, а ты внизу! - им говорит она, горда. -
Вам, нижним, жалким, до меня не дотянуться никогда!
Но люди лестницу в саду перевернули как на грех, -
Была ступенька наверху, а оказалась ниже всех.
1910.
Счастливый ребенок
Очень счастлив тот ребенок, что в занятия влюблен,
Чтит учителя и помнит все, что на дом задал он;
По пути ворон не ловит и приходит в школу в срок,
Не шалит и не играет, коли ждет его урок;
К людям добр, дорогу старшим уступает в свой черед,
Не смеется над несчастным, слабым руку подает.
1910.

0 Comments:

Post a Comment



Следующее Предыдущее Главная страница