Blogger Template by Blogcrowds

Читаю. Читаю Бориса Слуцкого. Очарована его поэзией. Захотелось рассказать о нем моим читателям, (а чтобы не забыть, записала в блокнотик: обязательно в план работы библиотеки).
А сейчас просто предлагаю вам насладиться вместе со мной. Вот "послушайте":

Счастье - это круг. И человек
Медленно, как часовая стрелка,
Движется к концу, то есть к началу,
Движется по кругу, то есть в детство,
В розовую лысину младенца,
В резвую дошкольную проворность,
В доброту, веселость, даже глупость.


А несчастье - это острый угол.
Часовая стрелка - стоп на месте!
А минутная - спеши сомкнуться,
Загоняя человека в угол.

Вместо поздней лысины несчастье
Выбирает ранние седины
И тихонько ковыряет дырки
В поясе - одну, другую,
Третью, ничего не ожидая,
Зная все.
Несчастье - это знанье.
***
Я судил людей и знаю точно,
что судить людей совсем
несложно -
только погодя бывает тошно,
если вспомнишь как-нибудь
оплошно.
Кто они, мои четыре пуда
мяса, чтоб судить чужое мясо?
Больше никого судить не буду.
Хорошо быть не вождем, а массой.

Хорошо быть педагогом школьным,
иль сидельцем в книжном магазине,
иль судьей... Каким судьей?
футбольным:
быть на матчах пристальным
разиней.

Если сны приснятся этим судьям,
то они во сне кричать не станут.
Ну, а мы? Мы закричим, мы будем
вспоминать былое неустанно.

Опыт мой особенный и скверный -
как забыть его себя заставить?
Этот стих - ошибочный, неверный.
Я неправ. Пускай меня поправят.

В 1958 году Слуцкий неожиданно для всех выступил против Пастернака во время скандала с "Доктором Живаго". Это был его единственный постыдный, трагически необратимый поступок. Многие бывшие почитатели отвернулись от поэта. Но самое главное, он этого сам себе не простил. Муки совести этого прекрасного, лишь однажды оступившегося человека довели его до тяжкой душевной болезни. Больной, одинокий, надломленный, до конца своих дней поэт остро переживал за свой неправедный выпад против Пастернака: Оставленное им поэтическое наследство было столь огромным, что в течение девяти лет после смерти Слуцкого его неопубликованные стихи появлялись почти каждый месяц в газетах и журналах. Редчайший случай - критик Ю. Болдырев, напечатавший после смерти Слуцкого сотни его стихов, заслуженно похоронен в одной ограде с поэтом.
(Источник: Строфы века. Антология русской поэзии. Сост. Е.Евтушенко. Минск-Москва, "Полифакт", 1995.)

Ну что же, я в положенные сроки
расчелся с жизнью за её уроки.
Она мне их давала, не спросясь,
но я, не кочевряжась, расплатился
и, сколько мордой ни совали в грязь,
отмылся и в бега пустился.
Последний шанс значительней иных.
Последний день меняет в жизни много.
Как жалко то, что в истину проник,
когда над бездною уже заносишь ногу.
***
Лакирую действительность -
Исправляю стихи.
Перечесть - удивительно -
И смирны и тихи.
И не только покорны
Всем законам страны -
Соответствуют норме!
Расписанью верны!

Чтобы с чёрного хода
Их пустили в печать,
Мне за правдой охоту
Поручили начать.

Чтоб дорога прямая
Привела их к рублю,
Я им руки ломаю,
Я им ноги рублю,
Выдаю с головою,
Лакирую и лгу...

Всё же кое-что скрою,
Кое-что сберегу.
Самых сильных и бравых
Никому не отдам.

Я ещё без поправок
Эту книгу издам!

ЦЕННОСТИ
Ценности сорок первого года:
я не желаю, чтобы льгота,
я не хочу, чтобы броня
распространялась на меня.

Ценности сорок пятого года:
я не хочу козырять ему.
Я не хочу козырять никому.

Ценности шестьдесят пятого года:
дело не сделается само.
Дайте мне подписать письмо.

Ценности нынешнего дня:
уценяйтесь, переоценяйтесь,
реформируйтесь, деформируйтесь,
пародируйте, деградируйте,
но без меня, без меня, без меня.

В название поста взяты слова М. Светлова, сказанные им на обсуждении поэзии Б. Слуцкого.

4 Comments:

  1. maribal said...
    Тоже люблю Слуцкого. Из советских два любимых, совестливых - Борис Слуцкий и Давид Самойлов.
    А еще рекомендую Ю.Левитанского. Тебе понравится
    Ляля said...
    Обязательно прочитаю. К своему стыду признаюсь, что привел меня к чтению Слуцкого сын. А говорят молодежь не читает. Хотя это моя заслуга:)Так и двигаем наше чтение вперед, я ему Бродского, он мне Слуцкого. Здорово! "Елтышевы" Сенчина заканчиваю читать. Почти закончила. Печальный конец у романа, никакого просвета, а можно было бы закончить по-другому.
    maribal said...
    Васил - молодец! Так держать! Может быть, ему Левитанский понравится...

    А у Сенчина другого конца быть не может. Он всё видит так. То есть мрачно. И всё у него кончается печально, рутинно, беспросветно. Говорят, "ему музыка такая нравится". Хотя сам говорит о себе, что очень счастлив (в своей семье). Ну, вот такое зрение, так видит, что делать...
    Ляля said...
    А жаль. Можно на жизнь взглянуть и другими глазами. Хотела бы послушать музыку, которая ему нравится. Где-нибудь написано об этом? Может интервью какое давал?

Post a Comment



Следующее Предыдущее Главная страница