Blogger Template by Blogcrowds


В продолжении поэтической страницы хочется написать несколько слов о поэте С.Я.Надсоне. Совсем скоро 14 декабря ему исполнится 148 лет. Родился он в 1862 году. Дата не круглая. Помню, как готовила по его творчеству литературный вечер. Когда читала его биографию, стихи, то и дело наворачивались на глаза слезы. Боялась, что эмоции и чувства выдадут мое состояние. Что и случилось к концу мероприятия. Положение спасла директор лицея В.В.Кибец, замечательный учитель русской литературы. Надсон жил очень недолго. Он не дожил и до 25-ти. Беды преследовали его едва ли не с самого рождения. В двухлетнем возрасте он потерял отца, а в 1872 году скончалась мать. Надсон и сестра воспитывались в разных семьях, у братьев матери Мамонтовых. Таким образом, он остался в полном одиночестве. Недаром в своей автобиографии он сообщал: "История моего детства - история грустная и темная".

Рос одиноко я. Меня не ограждала
От ранних гроз и бурь заботливость семьи,
Мать за меня колен в молитве не склоняла,
И няня перед сном мне кротко не шептала
Крестя чело мое, горячих слов любви...
(Женщина. 1883г.)


Семен Надсон увлекался литературой, в детстве он много читал, читал без разбора, что попадалось под руку. Стихи писать начал рано. В 1878 году он отнес свое стихотворение "На заре" в журнал "Свет" и оно было принято.В дневнике поэта появилась патетическая запись. "Я вступил теперь на дорогу, назад поздно, да и незачем: даль являет такой заманчивый призрак Славы, невидимый голос шепчет: "Иди вперед, вперед", и я пойду вперед".

Вперед, забудь свои страданья,
Не отступай перед грозой,-
Борись за дальнее сиянье
Зари, блеснувшей в тьме ночной!
Трудись, покуда сильны руки,
Надежды ясной не теряй,
Во имя света и науки
Свой частный светоч подымай!
Пускай клеймят тебя презреньем,
Пускай бессмысленный укор
В тебя бросает с озлобленьем
Толпы поспешный приговор;
Иди с любящею душою
Своею торною тропой,
Встречая грудью молодою
Все бури жизни трудовой.
Буди уснувших в мгле глубокой,
Уставшим - руку подавай
И слово истины высокой
В толпу, как светлый луч, бросай.
(Вперед. 31 мая 1878)

Судьба Надсона определилась. Он стал профессиональным литератором, поэтом. Литературным крестным отцом он считал известного поэта А. Н. Плещеева. Именно Плещеев пригласил Надсона в журнал "Отечественные записки". В 1885 году вышел в свет первый сборник его стихотворений. Критика заметила Надсона, читатели узнали и полюбили его. Академия наук в 1886 году удостоила его Пушкинской премией, "...заманчивый призрак Славы" перестал быть призраком и превратился в реальность. Широкую популярность поэзия Надсона приобрела среди молодежи. Отношения с читателем поэт строил на полном доверии.Стихи его исповедальные и преимущественно автобиографические: нелегкое сиротское детство, тяжкий недуг, мучивший его с юношеских лет, светлая недолгая любовь к рано умершей Н.М.Дешевовой
.
Я вновь один - и вновь кругом
Все та же ночь и мрак унылый.
И я в раздумье роковом
Стою над свежею могилой:
Чего мне ждать, к чему мне жить,
К чему бороться и трудиться:
Мне больше некого любить,
Мне больше некому молиться!.
(Над свежей могилой. Памяти Н. М. Д 1879г.)

С. Рахманинов на эти слова написал свой известный романс. Свыше 100 стихотворений Надсона положено на музыку. Преждевременная смерть Надсона была воспринята современниками как серьезная потеря для русской поэзии. Он умер 19 января 1887 года в Ялте. После смерти его творчество получило еще большую известность. Молодежь заучивала его стихотворения наизусть.

Яков Полонский. Памяти С. Я. Надсона.
  (19 января 1887г.)

Он вышел рано, а прощальный
Луч солнца в тучах догорал;
Казалось, факел погребальный
Ему дорогу освещал:
В темь надвигающейся ночи
Вперив задумчивые очи,
Он видел - смерть идет...
Хотел
Тревоги сердца успокоить
И хоть не мог еще настроить
Всех струн души своей, - запел.
И был тот голос с нервной дрожью,
Как голос брата, в час глухой
Подслушан пылкой молодежью
И чуткой женскою душой.

Без веры в плод своих стремлений,
Любя, страдая, чуть дыша,
Он жаждал светлых откровений,
И темных недоразумений
Была полна его душа.

И ум его не знал досуга:
Поэта ль, женщину иль друга
Встречал он на пути своем, -
Рой образов боролся в нем
С роями мыслей неотвязных.
. . . . . . . . . . . . .

Рассудку не хватало слов...
И сердце жаждало стихов,
Унылых и однообразных,
Как у пустынных берегов
Немолчный шум морских валов.
Томил недуг и - вдохновенье
Томило до изнеможенья:
Недаром, из страны в страну
Блуждая, он искал спасенья,
И, как эмблему возрожденья,
Любил цветущую весну.
Но паче всех благоуханий
И чужеземных алтарей
Поэт тревожных упований
И сокрушительных идей
Любил, среди своих блужданий,
Отчизну бедную свою:
Ее метелями обвеян,
Ее пигмеями осмеян,
Он жить хотел в ее краю,
И там, под шум родного моря,
В горах, среди цветущих вилл,
Чтоб отдохнуть от зол и горя,
Прилег - и в боге опочил.

Спи с миром, юноша-поэт!
Вкусивший по дороге краткой
Все, что любовь дает украдкой,
Отраву ласки и клевет,
Разлуки гнет, часы свиданий,
Шум славы, гром рукоплесканий,
Насмешку, холод и привет...
Спи с миром, юноша-поэт!



0 Comments:

Post a Comment



Следующее Предыдущее Главная страница