Blogger Template by Blogcrowds

2011 - год Тукая

2011 год в Татарстане объявлен годом  Г. Тукая.

Не зря моя душа стремится к вышине.
Хочу увидеть я, когда народ родной,
Счастливый, забурлит весеннею волной.
Татарам все что мог отдал - и отдаю.
Татарин я всегда, родства не предаю.
Я нации моей желаю многих благ.
Но сбыться ли мечтам? То знает лишь Аллах.

Сергей Михалков о Тукае... 

Начну с любопытного факта. Еще в 1809 году великий английский поэт Байрон написал стихотворение «В альбом». В 1836 году Михаил Лермонтов перевел его на русский язык. Воспользовавшись этим переводом, Габдулла Тукай в 1907 году, то есть почти через сто лет после написания великим английским поэтом, перевел это стихотворение на татарский язык.

Такова глубинная связь поэтов разных народов и поколений. Но удивляет и другое: Байрону, когда он писал эти стихи, был 21 год. Лермонтову, когда он переводил их, — 22, а Тукаю — 21 год. Таким образом, три великих юноши мира в течение одного века, но будучи в одном и том же возрасте, мыслили, любили, терзались, горели поэтическим огнем одинаково, как родные братья.

И все-таки этот пример я привел не для того, чтобы удивить совпадением возрастов и хода мышления трех поэтов. Дело в том, что это совпадение не было случайным. Оно лишний раз подтверждает, что Габдулла Тукай, будучи прежде всего национальным поэтом татарского народа, одновременно является выдающимся представителем российской поэзии, а это, в свою очередь, говорит о его принадлежности к мировой литературе.

Габдулла Тукай был страстным публицистом и лириком, журналистом и ученым, он был основоположником татарской профессиональной детской литературы и создателем нового всенародного литературного языка. Вместе с тем Тукай был беспощадным и страстным сатириком. Сатире Тукая я хочу уделить особое внимание. В его произведениях, созданных в этом жанре, хорошо представлены и тонкий юмор, и иносказания, и беспощадная эпиграмма, бичевавшие бесчинства эксплуататоров всех мастей.

Тукай о себе говорил, что он является не только чистейшей воды поэтом, он еще и дипломат, и общественный деятель, тем самым четко определив место поэта в жизни народа, в истории Родины и всего мира.



7 Comments:

  1. maribal said...
    Хорошее выступление у Михалкова.
    У нас школа уже гудит. Много разных конкурсов объявили...
    Ляля said...
    Сейчас все школы, думаю, гудят. Кстати, в Турции тоже этот год объявлен годом Тукая.
    maribal said...
    Ляля, а гаджет "Фраза дня" у тебя обновляется? Как это сделать? Я у тебя его подглядела и стащила, но у меня одна и та же цитата несколько дней не сменяется. Если знаешь ответ, только здесь напиши, не трать телефон. Я еще загляну:))

    А nick-name у тебя платиновый? Какой лучше?
    Ляля said...
    "Фраза дня" обновляется каждый раз. Ты код вставляла? Никнейм вчера был золотой. Платиновый дороже, он редкий.
    Ляля said...
    Марина, чем чаще видят никнейм на странице, тем лучше. Кто поставил его в гаджет, почти у всех платиновые. Я поставила его в пост. Он золотой, туда редко заглядывают, а может вообще не заглядывают.
    maribal said...
    Код был, но, видимо, не тот. Поменяла, может, заработает. У тебя красивый - голубой, а мой какого-то грязного серого цвета...
    А мой ник-нейм тоже, по-моему, никто не видит. Я его спрятала в самый низ, кто туда заглядывает? Я еще не знаю, как гаджет в пост вставить. Как-то пробовала фотоальбом засунуть, а он туда не встает, получилось загрузить только в гаджет.
    Ляля said...
    Марина, у тебя не обновляется гаджет "Фраза дня". Там даются разные виды, можно выбрать. Нажми на голубой рисунок, у тебя выйдет код этой картинки. Твой гаджет не дает ссылку.

Post a Comment



Следующее Предыдущее Главная страница