Blogger Template by Blogcrowds

«Лукоморье Пушкина»





 Уважаемые читатели, я хочу представить вашему вниманию программу учителя биологии Кибец Надежды Валентиновны. Данная программа будет интересна не только учителям. Она интересна и нам, библиотекарям. Мы пригласили Надежду Валентиновну к нам в гости и вот что она рассказала.



Я создала программу курса «Лукоморье Пушкина» для учащихся 9 – х классов.
Во-первых, учащиеся подробно изучают жизнь и творчество А.С.Пушкина именно в 9 – м классе, знакомятся с его основными произведениями;
Во-вторых, мне хотелось помочь школьникам развить умения самостоятельно применять знания по разным предметам (биология, география, ИЗО, литература) и уметь пополнять их через содержание курса.
Что я взяла за основу курса?
Почему курс называется «Лукоморье Пушкина»?
Михайловский заповедник – это родовое гнездо Пушкиных и Ганнибалов, это уникальное место России, это природный заповедник, имеющий уникальный географический ландшафт, полный редких растений и животных. К тому же место это наполнено памятью о древней истории, оставившей повсюду свой след.
Кроме того,  отношения к природе Пушкина и его предков можно считать эталоном бережного отношения к природе своего края.  
В добавление ко всем известным словам об Александре Сергеевиче, его можно назвать ещё и одним из самых экологичных русских поэтов.
К тому же наш лицей носит гордое имя А.С.Пушкина и связать его творчество, историю его жизни с другими предметами – означает прибавить крупицу гордости за родную школу.
Курс «Лукоморье Пушкина» также опирается на те знания, умения и навыки учащихся, которые получены ими в процессе изучения базового курса биологии, географии и литературы. Курс создает условия для работы воображения, творческих способностей, образного, ассоциативного мышления, развивает практические навыки, осуществляет экологическое воспитание. Работа с разнообразными материалами и источниками позволяет школьникам развивать навыки отбора и анализа новой для них информации.


Цели курса:
1.    Перенести знания и умения учащихся по курсу биологии в реальные условия жизни, дать им практическую направленность.
2.    Совершенствовать у учащихся знания по охране окружающей среды.
3. Развить у учащихся потребность самосовершенствоваться, формировать творческое отношение к окружающему миру.  

Концептуальные идеи курса заключаются:
  1. в комплексном подходе при изучении разных предметов – литературы – биологии – эстетики - экологии;
  2. в реализации межпредметных связей (при рассмотрении вопросов направленности курса экологии Пушкинских мест и биогеоценозов родного края);
  3. в историко-патриотическом аспекте (отношение А.С.Пушкина к природе и её воспевание);
  4. в большом объеме практических и семинарских занятий, способствующих формированию умений использовать полученные знания по ряду предметов в контексте.
Задачи курса:
  1. Формирование коммуникативных компетенций.
  2. Удовлетворение интересов школьников, увлекающихся биологией, экологией, литературой, эстетикой.
  3. Поддержка творческих устремлений учащихся и нахождение для них эстетических форм реализации.
  4. Формирование креативности, умения работать в команде.
  5. Формирование культуры школьника как средства развития нравственной устойчивости его личности.
  6. Помощь учащимся в подготовке к поступлению в ВУЗы соответствующего профиля.

Занятия предполагают привить учащимся элементарные навыки общения с природой, повышение уровня социализации.

Курс рассчитан на 24 часа.

Формы проведения занятий различны:
- лекции учителя
- доклады и исследования учащихся
- экскурсии
- практические работы
- семинарские занятия

Ожидаемые результаты.
В результате изучения курса учащиеся овладевают умениями:
1. Реферированием научных текстов и редактированием статей энциклопедий, справочников.
2. Умением анализировать и критически осмысливать авторский текст.
3. Навыком сопоставления разных источников информации и умением делать собственные оригинальные выводы.
4. Техникой устной и письменной презентации проекта.
5. Опытом проведения дискуссии.

Оценка результатов курса.
Ученик получает зачет при условии выполнения не менее трех обязательных работ в предложенной учителем форме или выполненной исследовательской работы.
Дополнительные баллы выставляются за инициативную презентацию своей работы на конкурсе.

2. Тематическое планирование элективного курса
«Лукоморье Пушкина»
Все это видел А.С.Пушкин

Название темы
Количество часов
Тема 1.
Михайловское – замечательный памятник природы.
4
Тема 2.
Сады в Михайловском.
3
Тема 3.
Михайловское в годы Великой Отечественной войны.
2
Тема 4.
Цветы в жизни Пушкина.
4
Тема 5.
Пруды, озера, реки Михайловского.
3
Тема 6.
Занятия сельских жителей.
2
Тема 7.
Михайловские садоводы, лесоводы.
3
Тема 8.
Михайловское – колыбель поэта.
3

«Лукоморье Пушкина»
(элективный курс для учащихся 9 классов, на 16 часов)

Н. В. Кибец – учитель биологии и химии
I квалификационной категории
лицея № 9 им. А.С.Пушкина г. Зеленодольска

  1. Пояснительная записка.

Курс «Лукоморье Пушкина» («Все это видел А.С.Пушкин») предназначен в качестве элективного курса для учащихся 9 классов школы. Курс опирается на те знания, умения и навыки учащихся, которые получены ими в процессе изучения базового курса биологии.
Общение человека с природой - важная необходимость для человека, какого бы возраста он ни был. Школьник должен уметь видеть, замечать природу, беречь ее – это не только результат, но и способ формирования культуры человека, культуры мышления, культуры чувств, культуры переживаний.
Эталоном отношения к природе является поведение А.С.Пушкина. Данный учебный курс имеет, прежде всего, практическую направленность, то есть предназначается не столько для формирования определенного круга знаний обучающихся, сколько для развития умений, навыков по сохранению экологического качества окружающей среды. Актуальность предполагаемого элективного курса обусловлена тем, что экология и экологические проблемы занимают важное место в жизни каждого современного человека.

Предлагаемый курс имеет основной целью дать учащимся представление о мире природы, о ней как условии комфортного и безопасного существования личности.

Цели курса:
1. Перенести знания и умения учащихся по курсу биологии в реальные условия жизни, дать им практическую направленность.
2. Совершенствовать у учащихся знания по охране окружающей среды.
3. Развить у учащихся потребность самосовершенствоваться, формировать творческое отношение к окружающему миру.

Концептуальные идеи курса заключаются:
  1. в комплексном подходе при изучении разных предметов – литературы – биологии – эстетики - экологии;
  2. в реализации межпредметных связей (при рассмотрении вопросов направленности курса экологии Пушкинских мест и биогеоценозов родного края);
  3. в историко-патриотическом аспекте (отношение А.С.Пушкина к природе и её воспевание);
  4. в большом объеме практических и семинарских занятий, способствующих формированию умений использовать полученные знания по ряду предметов в контексте.
Задачи курса:
  1. Формирование коммуникативных компетенций.
  2. Удовлетворение интересов школьников, увлекающихся биологией, экологией, литературой, эстетикой.
  3. Поддержка творческих устремлений учащихся и нахождение для них эстетических форм реализации.
  4. Формирование креативности, умения работать в команде.
  5. Формирование культуры школьника как средства развития нравственной устойчивости его личности.
  6. Помощь учащимся в подготовке к поступлению в ВУЗы соответствующего профиля.

Занятия предполагают привить учащимся элементарные навыки общения с природой, повышение уровня социализации.

Курс рассчитан на 24 часа.

Формы проведения занятий различны:
- лекции учителя
- доклады и исследования учащихся
- экскурсии
- практические работы
- семинарские занятия

Ожидаемые результаты.
В результате изучения курса учащиеся овладевают умениями:
1. Реферированием научных текстов и редактированием статей энциклопедий, справочников.
2. Умением анализировать и критически осмысливать авторский текст.
3. Навыком сопоставления разных источников информации и умением делать собственные оригинальные выводы.
4. Техникой устной и письменной презентации проекта.
5. Опытом проведения дискуссии.

Оценка результатов курса.
Ученик получает зачет при условии выполнения не менее трех обязательных работ в предложенной учителем форме или выполненной исследовательской работы.
Дополнительные баллы выставляются за инициативную презентацию своей работы на конкурсе.

2. Тематическое планирование элективного курса
«Лукоморье Пушкина»
Все это видел А.С.Пушкин

Название темы
Количество часов
Тема 1.
Михайловское – замечательный памятник природы.
2
Тема 2.
Сады в Михайловском.
3
Тема 3.
Михайловское в годы Великой Отечественной войны.
1
Тема 4.
Цветы в жизни Пушкина.
2
Тема 5.
Пруды, озера, реки Михайловского.
3
Тема 6.
Занятия сельских жителей.
1
Тема 7.
Михайловские садоводы, лесоводы.
3
Тема 8.
Михайловское – колыбель поэта.
1

                                        3. Содержание программы


Тема
Содержание курса
Формы деятельности учеников
1.
Михайловское – замечательный памятник природы.
Природа в жизни человека.
Лесной кодекс РФ.
Парки разных стилей.
Парк Царского Села.
Парки Петровского, Тригорского.
Парк Михайловского. Площадь парка. «Трехэтажное место Михайловского: место воды, место земли - матушки-благодетельницы, дающей хлеб; красивое место – городище».
«Лукоморье поэта».
Первая поэма-сказка «Руслан и Людмила».
« У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…».
Парковый грот.
Дерновый круг перед домом Пушкина.
Михайловские тропы.
Аллея Керн.
Деревья: вяз, ель, сосна. «Прохлада лип, кленов шумный кров…» «Дуб заветный…»
Кустарники: сирень, жасмин, шиповник.
Рощи: березовая, сосновая, еловая, ольховая, дубовая.


Изучить работу Д.С.Лихачева «Сады лицея».

Дискуссия: Нужны ли парки и сады каждой школе?

Найти стихотворения А.С.Пушкина о деревьях

Найти в стихотворении «Деревня» приметы Михайловского.

Прочитать произведение А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», дать анализ фрагментов, посвященных красоте северной природы.

Провести исследование: деревья моего микрорайона по сравнению годового состава.

Практическая работа: расчистить парк возле школы.

Экскурсия в березовую рощу.
Составление её экологических характеристик.

Проект «Мое дерево» (литературно-научное эссе).
2.
Сады Михайловского.
«Люби сей сад с обрушенным забором…»
Дедовский сад – второй рабочий кабинет Пушкина.
Сказки А.С.Пушкина.
Сказка о Кащее Бессмертном: «… и объявляет, что смерть его… на острове Буяне, а на острове дуб…».
Яблоневый дух.
Яблони, их сорта: антоновка, титовка, ревельский ранет, белый налив.
Вишни, сливы.
Крыжовенное варенье.

Выяснить, какие произведения написал Пушкин в Михайловском, посвященные своему саду.

Сочинение, эссе по теме: «Мой сад».


Яблочный пирог.

Рецепт крыжовенного варенья.
3.
Михайловское в годы Великой Отечественной войны.
Военно-оборонительная линия «Пантера».
«Гнезда» для снайперов.
Вяз – «Пушкин». Ель – «Абрам». Клен – «Онегин».
Разгром гитлеровцами пушкинского заповедника.
«Три сосны».
Как лечили пушкинские деревья.
Как помогали птицам.


Практикум (работа на пришкольном участке): лечение деревьев и
восстановление почв.
4.
Цветы в жизни Пушкина.
Михайловское разнотравие.
Какие цветы росли перед домом Пушкина?
Цветы в доме Пушкина.
Запахи дома.
Цветочные часы.
Ванька - барометр.
Редкий цветок: клен-малина.
Альбомы уездных барышень.
Гербарий детей Пушкина.

Прочитать стихотворения А.С.Пушкина о цветах.

Практическая работа по овладению навыками изготовления гербария (объекты – растения, принесенные учащимися, растения с пришкольного участка, сорняки).

Семинар: «Чудесные растения».
5.
Пруды, озера, реки Михайловского.
Легенда о прудах.
Реставрация пушкинских озер.
«Остров уединения».
Голубая Сороть.
Река Луговка.
Водяные мельницы.
Именины мельницы Пушкина.

Межпредметная конференция по географии – физике - химии – биологии по теме: «Водный ландшафт Михайловского и Татарстана»

Прочитать произведение А.С.Пушкина «Русалка».

Экологическое задание: проект «Магия воды» (о полезных свойствах чистой и природной воды, мертвой и живительной).

Встреча с мелиораторами.
Экологическое задание: составление водоемов Республики Татарстан.

Экскурсия на озеро Раифа.


6.
Занятия сельских жителей.
Рисунки Пушкина о природе.
Занятия Пушкина в деревне.
Пушкин и жители Михайловского.
«С дворовыми в людской лучину щепал…»
«Любил песни петь про березу белую…»
«Любил лен теребить…»
Лен. Льнопрядение.
Вещи изо льна.
Льняное белье, скатерти, занавески, полотенца.
Полог над кроватью Пушкина.
Удивительные свойства вещей из льна.



Посещение музея этнографии.
Знакомство с народными промыслами (природная мастерская).

Знакомство с льняными изделиями.

Выставка Г.Ф.Сарандова «Резьба по дереву».
7.
Михайловские садоводы, лесоводы.
Лечебница для зверей, птиц.
Встреча с агрономом, лесоводом, ветеринаром Зеленодольского района.

Конференция: «На службе у природы» (встреча с представителями экологической комиссии, экологической полиции).
8.
Михайловское – колыбель поэта.
Михайловское – заповедник.
Дом А.С.Пушкина – дом добра.
Свидание с А.С.Пушкиным в Михайловском.
Без природы пушкинских мест трудно понять творчество поэта.

Заключительное занятие.

Экскурсия в музей Волжско-Камского заповедника.

Защита проекта «Аллея Пушкина - украшение моего лицея».

Зачет.


Список литературы.

  1. Гейченко С.С. Завет внуку. – М.: «Детская литература», 1986.
  2. Флора Псковской области. – СПб: Государственный университет, 1970.
  3. Павловская Т. Рисунки Пушкина. – М.: АСТ , 2002.
  4. Лукомский Г. Памятник старинной архитектуры в России. – СПб, 1915.
  5. Даль В.И. Толковый словарь. – М.: «Русский язык», 1991.
  6. Кембелл Д., Армс М. Введение в биологию. - М.: Просвещение, 1989.
  7. Амос У.Х. Живой мир рек. – Л.: Гидрометеоиздат, 1986.
  8. Адольф Т.А., Давыдова М.И. Заповедными тропами. – М.: Просвещение, 1988.
  9. Дмитриев Ю., Пожарицкая Н. Книга природы. – М.: Детская литература, 1990.
  10. Исаченко А.Г., Шляпников А.А. Природа мира. Ландшафты. М.: «Мысль», 1989.
  11. Под ред. Елисеева Н.В. Красная книга РСФСР. Животные. Растения.
  12. Под ред. Аспиз М.Е. Энциклопедический словарь юного биолога. – М.:»Педагогика», 1986.
  13. Смирнов А.В. Мир растений. М.: «Молодая гвардия», 1988.
  14. Гильмутдинов К.Г. Волжско-Камский государственный заповедник. – Казань, 1983.
  15. Абрамов Л.А. Мы – волжане! Казань: По городам и весям, 2005.
  16. Шереметьева С.Н. Три жизни Раифской обители. - Казань. №7. 1997. С.123 – 134.


3 Comments:

  1. maribal said...
    Ляля, это родственница Валентины Васильевны?

    Ты случаем не вышла на работу?
    Ляля said...
    Родственница. На работу не вышла. Материал домой принесли. У Светы компьютера нет, на работе не открываются блоги, а мой хромой за полдня справился.
    maribal said...
    Молодцы! Программа замечательная. Мне с моими натуралистическими замашками она очень по душе пришлась.
    А кто она В.В-не? (Pardon, любопытству моему нет предела:()

Post a Comment



Следующее Предыдущее Главная страница