Blogger Template by Blogcrowds

Представляю Вам еще одного моего гостя Серякова Владислава, ученика 8Б класса лицея № 9 имени А.С. Пушкина, победителя конкурса "Рассказ ведут названия улиц". Его работа заняла достойное 1 место.

История этих домов дает возможность увидеть через их судьбу яркие эпизоды истории города, одного из градообразующих предприятий – сегодня Федеральное Государственное Унитарное предприятие производственное объединение завод имени Серго Орджоникидзе, судьбы людей и даже всей нашей страны.
В Красном переулке, на улицах Карла Маркса и Энгельса Зеленодольска сохранилось 29 из 36 полукаменных домов, построенных в начале ХХ века . 7 сгорели и были снесены под строительство современных домов. Все 102 года существования дома были жилыми. Даже названия улиц, на которых находятся дома – уже история.


Первоначальное название домов – «французские», потому что возводились они для работников будущего предприятия, созданного французскими акционерами, объединенными в Волжско-Вишерское горное и  металлургическое общество.
Там, где сейчас расположен город Зеленодольск с его развитой промышленной инфраструктурой, транспортными и строительными базами, в ХVШ веке была сплошные леса. В месте пересечения Волги с сибирским трактом, на левом берегу реки находился широкий, глубоководный, защищенный от основного русла лесистыми островами и косами затон, который служил удобным местом для стоянки судов и барж. Здесь для отдыха и ночлега были построены постоялый двор и кабак. Этот район города и сегодня называют Кабачище.
Удобное и выгодное для промышленного развития географическое положение края, его обширные лесные массивы, водные пути, начавшееся строительство железной дороги, отсталость промышленного развития от центральных регионов, Юга и Урала России, наличие дешевой рабочей силы – усиленно привлекали внимание не только отечественных, но и иностранных предпринимателей.
В конце ХIХ века между имперской Россией и республиканской Францией установились теплые отношения, государства стали стратегическими партнерами. Между ними были заключены ряд союзных договоров, которые стали основой для создания в дальнейшем межгосударственного союза «Согласие» (или Антанте по-французски ). Страны Антанты – Россия, Англия и Франция - были союзниками в Первой мировой против Германии и Турции.
Благодаря дружеским отношениям, между властями, интерес к России с ее богатейшими запасами стал активно проявлять французский капитал (а он был представлен крупными банкирскими домами).
В начале 1898 года французы обратились к царскому правительству с просьбой о продаже им участка под сталелитейный и строительный завод. В декабре этого же года лесной департамент по решению Государственного совета утвердил проект о продаже 821 десятины 2088 сажен земли из казенной дачи «Паратский отрез» и 172 десятины 6600 сажен общинных земель(4, с.11)
На строительных площадках будущего завода закипела работа.
Основную часть рабочей силы составляли крестьяне из близлежащих марийских, чувашских, татарских и русских деревень, пришедшие на стройку в поиске лучшей доли. Проблемы с наймом у французов не было, безработных в Казанской губернии в ту пору насчитывалось более 90 тысяч человек. К тому же заработная плата рабочих Казани была на 25-30 процентов ниже, чем в других промышленных районах России. Таким образом, к концу 90-х годов позапрошлого века на строительстве будущего завода трудились до тысячи человек, а в летние и осенние месяцы - до пяти тысяч. По тем временам строительство Паратского металлургического завода являлось самой крупной стройкой во всей Казанской губернии.
Желая до минимума сократить расходы и в тоже время пустить завод раньше срока, французы установили жесткие порядки: рабочей день длился по 12-13 часов в сутки, поденщики- мужчины получали 50 копеек в день, подростки -20.За малейшую провинность накладывались штрафы. Рабочие жили в землянках-времянках, засыпных бараках.
Во время строительства завода были возведены дома, называемые в нашем городе «французскими», полукаменками. Возводились они для служащих и инженерно – технических работников будущего предприятия. Надо сказать, служащие завода не хотели в них жить: кругом дремучие леса, дикие звери.
Кстати, при возведении их, равно как и некоторых производственных объектов, использовался красный кирпич небольшого кирпичного заводика, стоявшего в те времена на месте современного Пассажирского автопредприятия. Сейчас об этом заводе напоминает название улицы Кирпичная.
Для подвоза кирпича к месту строительства «французских» домов была проложена узкоколейная железная дорога, по которой сновал паровозик, тянувший вагонетки с кирпичом. Местный краевед Владимир Арсентьевич Федотов рассказывает, что эта узкоколейка в голодные, холодные 30-40 годы спасала местных жителей: по ней возили дрова из леса. От него же мы узнали имя человека, который участвовал в строительстве завода и домов.
Землемером – геодезистом на этих объектах был Иван Игнатьевич Кабанов. Нам удалось встретиться с его внуком И. А. Протопоповым, почти ровесником «французских» домов, ему 99 лет.
Он и рассказал нам биографию своего деда.
С детства у Ивана Игнатьевича проявлялись способности к рисованию. Он
так красиво разукрасил свой дом, что когда главный землемер Казанской губернии делал объезд, обратил внимание на этот разукрашенный домик, отличавшийся от других домов. «Чей этот дом?» - спрашивает землемер. «Да, это мой сын Иван изрисовал», - отвечает мать. Ваню взяли на обучение в земельный отдел Города Казани. Затем он стал служить в геодезической лаборатории Казанского Государственного университета, проводил практику со студентами, хотя образование его было всего 2 класса приходской школы.
Выполнял частные заказы помещиков, делал планы домов. Власти Казани за заслуги перед городом в дом Кабановых провели водопровод и электричество, которыми они пользовались бесплатно. Ивана Игнатьевича ценили и уважали, в том числе сам ректор Казанского университета.
В 1898 году Иван Кабанов вел геодезические работы во французской компании в связи со строительством металлургического завода, домов. Сохранилось несколько фотографий, на которых изображен этот талантливый русский человек, самородок. Много фотографий было уничтожено его дочерью Софьей Ивановной, которая сделала это, боясь репрессий в 30 годы. Она и ее муж Александр Федорович Протопопов были арестованы. Подробно об истории своей семьи нам рассказал их сын Игорь Александрович Протопопов. Его интервью в приложении. Иван Игнатьевич Кабанов прожил большую жизнь – умер в 1943году.
Сама же, биография И. А. Протопопова, его внука, весьма интересна. Инженер - механик по образованию. Он работал 30 лет в судостроительном техникуме учителем физики. Накануне своего столетия он не сидит без дела: занимается астрономией, изучает явления шаровых молний. Помимо технических наук занимается живописью. Очень разносторонне развитый человек. Хотя биография Игоря Александровича не относится к нашей работе, но мы думаем, что история его семьи, связанная со строительством «французских» домов,- часть истории нашего города, нашей страны. Сведения о семье Игоря Александровича можно найти в приложении к работе.
Дела у французов продвигались вперед семимильными шагами строительство шло к завершению. Но в 1900 году в России случился жесточайший экономические кризис. Волжско - Вишерское общество обанкротилось, строительные работы на заводе начали сворачиваться, последовало увольнение рабочих. Строительство стального гиганта было заморожено, а «французские» дома остались.
Долгое время завод простаивал. К нему приценивались, но сделка по его покупке состоялась лишь в январе 1917 года. Французский поданный Николя Бенуа, владелец Охтинского оружейного завода под Петербургом, купил Паратский завод y бывших владельцев за 1,2 миллиона рублей. Бенуа сразу же развил бурную деятельность и принял заказ Военного ведомства на 10 миллионов рублей. Бенуа, инженер по профессии, специалист оружейного дела, быстро наладил на новом месте производство мин и осветительных
бомб. (2, с.165)
Нагрянувшая революция спутала все планы предприимчивого заводчи­ка Бенуа. Предприятие было реквизировано, и никакие доводы Бенyа, о том, что он французский поданный, на новые власти не действовали.
От Морского комиссариата в Паратск 3 марта 1918 года пришла составленная по указанию В.И. Ленина телеграмма: "...Переоценка Паратского завода интересам частного владельца Бенуа нами отвергается. Государство в переоценке не заинтересовано. Представителя Морского комиссариата не будет. Положите предел домогательствам Бенуа. Завод полностью переходит в руки Советского государства". (1, с.28)
Бенуа вернулся во Францию, a завод при Паратске стал жить по новым, большевистским законам.
Второе рождение завода произошло в 30-е годы ХХ века. Было принято Октябрьское решение ЦК ВКП (б) от 1930 года « О мероприятиях по реконструкции Паратского завода».(«. С.162)
1 октября 1931 года предприятие было торжественно переименовано в завода имени Серго Орджоникидзе. Народный комиссар тяжелей промышленности оказывал большую поддержку заводу: не раз предприятие получало дефицитное импортное оборудование.
Рабочим не хватало жилья. В 1931-1934 годах «французские» дома были надстроены деревянными вторыми этажами, и с того времени горожане стали их называть «полукаменками».

Что же представляют собой сегодня эти старые дома
Согласно данным БТИ, дома имеют бутовый фундамент, железную кровлю, деревянные и кирпичные наружные стены, деревянные перекрытия, дощатые полы. Все дома имеют центральное водоснабжение, газифицированы, отопление АГВ, канализацию – выгребные ямы.
29 двухэтажных домов состоят в основном из 8 квартир или переоборудованных в дальнейшем под четырехквартирные. Общая площадь построек- 11938 кв.м. Жилая площадь- 2823 кв.м. Всего проживает в этих домах -327 человек. Здесь живут в основном пенсионеры, социально не защищенные люди.

«Французские» дома требуют капитального ремонта, но как это сделать в условиях маломощных и безденежных жилищно-коммунальных хозяйств?
Выход подсказывают сами жители Зеленодольска: «полукаменную историю» следует отдать в собственность (не даром, естественно, а за новые жилые дома, чтобы переселить в них семьи) состоятельному предпринимателю. Тот приведет дома в порядок, сделает их красивыми и благоустроенными, станет сдавать квартиры в аренду.(6) Могут быть и другие варианты, но «французские» дома надо сохранить.
Архитекторы говорят: город – это дома. Зеленодольск - это не древний Новгород, не Тверь и не Владимир. Он лишен старинных памятников архитектуры . Строительство в нашем любимом городе во все годы никакими архитектурными излишествами не отличалось. Рубленые домики в три окошка, засыпные бараки, уступившие место 4-5 этажным «хрущевкам», которым в 60-е годы горожане очень радовались.
Полукаменным «французским» домам пошел второй век, и сегодня, окруженные со всех сторон современными строениями, выглядят они жалко, сиротливо, готовыми под снос.
А следовало бы их сохранить. Ведь они –целый пласт нашего исторического прошлого , в тех домах жили замечательные люди- настоящие патриоты Зеленодольска и России. В ряде городов западных районов России – Смоленске, Твери, Новгороде и других восстанавливаются и сохраняются целые кварталы улочек, оставшихся со времен средневековья.
Точно также надо поступить с полукаменными домами, чтобы они не производили впечатление заброшенного захолустья. Мы думаем ,
«французские» дома надо сохранить. Они – часть историко-культурного наследия нашего города .


Список литературы

1.Зеленодольску полвека. – Казань, Татарское кн. изд-во.- 1982. – 192 с.
2.Мы – волжане! Из прошлого и настоящего города Зеленодольска и Зеленодольского района Республики Татарстан. – Казань, Изд. «По города и весям». - 2005.-369 с.
3.Сайдашева М.А. Ленин и социалистическое строительство в Татарии (1918 – 1923).- М.,1969.- 232с.
4.Сто лет в строю: Вековой истории завода посвящается… - Зеленодольск, 2003.- 180 с.- ( Федеральное Государственное унитарное предприятияе «ПОЗИС»).
5.Ахметзянова Л. Так зарождался завод// Зеленодольская правда. – 2008.- 26 сентября.
6.Федотов В.А. Что имеем - сохраним ! // Зеленодольская правда. – 2004 - 18 мая.

















5 Comments:

  1. VolNa: said...
    Любопытно и познавательно. Мне не хватило только фотографий вашего "французского квартала". Интересно же! :)

    Какие, однако, французы эксплуататоры! Но и советские власти не очень то законно поступили... Да-а... История всего одной улицы, а как много она вместила из прошлого всей страны.

    Владиславу - привет! :) И пожелания дальнейших успехов!
    Ляля said...
    Фотографии не встали. Компьютер старичок не хочет работать иногда. Попробую еще раз.
    maribal said...
    А есть фотографии? А то специально схожу сфотографирую, Ляль, и пришлю:)
    maribal said...
    Ляля, а есть фотографии? А то я схожу специально сфотографирую и пришлю...
    Ляля said...
    Фотографии есть. Самая лучшая не встала. Не хочет. Тормозит. Материал передали в Центральную библиотеку, они там готовят и брошюру и еще что-то. Напечатаю позже, когда предоставят материал.

Post a Comment



Следующее Предыдущее Главная страница