Blogger Template by Blogcrowds

"Песня в огне"




Так уж устроен мир, что каждый из нас рождается для того, чтобы оставить в жизни свой след. Фарид Яруллин прожил всего 29 лет. Но его известные марши исполняли духовые оркестры во время парадов на Красной площади в Москве, а его балет «Шурале» («Лесун») видели во многих странах мира.
 Композиторы Яруллины вошли в историю татарской национальной музыки как яркие и талантливые личности. Отец - Загидулла Яруллин (1888-1964) - музыкант-самоучка. Отец и мать умерли, когда Загидулле было всего пять лет. В Чистополе его приютил настройщик музыкальных инструментов немец И. Шнейдер, обратив внимание на незаурядные способности мальчика. Шнейдер обучает его игре на фортепиано и настройке музыкальных инструментов. Фарид Яруллин родился 1 января 1914 года. Фарид рано приобщается к музыке. Заметив, что сын проявляет интерес к музыке, отец купил ему мандолину. На ней пятилетний Фарид несмело начал играть.
Мирсаид Загидуллович Яруллин родился 12 июля 1938 года в д. Малые Суни Мамадышского района Татарской АССР. Окончил Казанскую консерваторию, аспирантуру при консерватории. Композитор, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР, Каракалпакской АССР и Татарской АССР, директор Дома композиторов республик, Поволжья и Приуралья. В 1977-1989 годах - председатель союза композиторов ТАССР. Мирсаид Яруллин - учредитель музея Фарида Яруллина в селе Малая Сунь Мамадышского района.
В 1923-1930 годы семья Яруллиных проживает в Уфе, где Фарид пошел в школу. К тому времени он уже неплохо играл не только на мандолине, но и на скрипке. В десять лет Фарид сел и за пианино.
Спустя 7 лет, в 1930 году, Яруллин - младший поступил в Казанский музыкальный техникум по классу виолончели к Р. Л. Полякову и параллельно занимается по классу специального фортепьяно у М. А. Пятницкой. Мария Александровна Пятницкая (1885-1953) полвека проработала в Казанском музыкальном училище и вместе с другими   составила мощный костяк старых русских педагогов, пронесших до середины ХХ века лучшие традиции русской петербургской фортепианной школы. Рувим Львович Поляков... Это имя у всех, имеющих отношение к музыкальной культуре Татарстана, вызывает особые чувства. Прямо или косвенно, мощное влияние этого Музыканта и Человека испытали те, кто учился музыке и учил будущих музыкантов.
Уже через два года Рувим Львович Поляков, разглядевший выдающиеся способности Яруллина, отправляет его в Москву.
В 1933 году Фарид Яруллин приезжает на учебу в Москву. Юноша продолжает образование сначала на рабфаке при Московской консерватории (1933—1934 гг.) в классе сочинения Б. Шехтера, затем в Татарской оперной студии (1934—1939 гг.) и, наконец, в Московской консерватории (1939—1940 гг.) в классе композиции Г. Литинского.
Профессор Г. И. Литинский стал для молодого композитора наставником и другом. В Москве он быстро овладевает профессиональным композиторским мастерством. В годы учебы (1934-1939 гг.) сочиняет песни, романсы и инструментальные миниатюры, а также крупные произведения: сонату для виолончели и фортепьяно, струнный квартет, симфонию. Работа над различными по жанру произведениями способствует интенсивному творческому росту композитора. Уже тогда определяется его творческий облик как композитора с яркими индивидуальными чертами. «Мне очень близок стиль композиторов - романтиков, но истоки этой музыки – в Татарии, в творчестве моего народа» - говорил он.
Прекрасно зная и чувствуя народную татарскую музыку, Фарид Яруллин сумел выработать на ее основе своеобразный и самобытный музыкальный язык.
В это время он пишет две симфонии. На слова А.С.Пушкина Яруллин создает романсы «Цыган» и «Не пой, ты, моя милая», романс «Почему» на стихи X. Такташа, а также начинает работать над оперой «Зульхабира».
Удивительно, но многие из «учебных» произведений Фарида Яруллина до сих пор звучат, даже не сохранившиеся в полном виде (утеряны, например, ноты второй и третьей части сонаты для виолончели и фортепиано). Эти сочинения звучат в исполнении самых разных музыкантов Татарстана и России.
Сохранилось 15 песен Фарида Яруллина, среди них «Комсомолка-партизанка», «Годы 20-е», «Летчик», «Марш Тельмана», «На смертный бой» на слова Мусы Джалиля и др.
Но, конечно, главное детище композитора в период учебы – это балет «Шурале».
Мысль о воплощении в музыке поэтической сказки "Шурале" Г.Тукая рождается в 1937-1938 годы, и он пишет её отдельные сцены. Ф. Яруллин хорошо знал и любил поэзию Г. Тукая. В нем черпал он вдохновение для своего творчества. Покинув недоработанную «Зульхабиру», Фарид Яруллин берется за создание первого татарского балета «Шурале» («Лесун») на либретто классика татарской поэзии Тукая.
«Шурале» - сказочный балет. Он повествует о девушке – птице Сююмбике, попавшей в логово Шурале, и юноше Былтыре, спасшем ее от лесной нечисти. В произведении выражена традиционная для сказочного сюжета идея борьбы человека с темными силами природы, и воспевается всепобеждающая сила любви, преодолевающей все препятствия.
«Сколько там прелести, искренности, правдивости, кажется само «волшебство» влечет нас к этому удивительному сочинению, ставшему лебединой песней композитора» - Д. Садрижиганов.
Просмотр законченного варианта балета «Шурале» был назначен на 22 июня 1941 года. Ему не суждено было состояться: за несколько минут до представления в кулуарах театра из репродуктора неожиданно прозвучало сообщение о том, что началась война.   Балет Ф.Яруллина "Шурале" впервые был поставлен 12 марта 1945 года и поныне продолжается его постановка на сценах театров мира.
Так, Фарид Яруллин — восходящая звезда татарского искусства, не увидел своего шедевра. Он сразу же пошел в военкомат и попросил отправить его на фронт. 24 июля 1941 года Ф.Яруллин становится солдатом Советской Армии, после подготовки направляется на фронт.
Дороги войны привели его вначале в Ульяновское пехотное училище, затем, после четырех месяцев обучения, Яруллина направили на фронт в качестве командира пулеметной роты.
В Министерстве обороны бывшего СССР не сохранилось личного дела Фарида Загидулловича Яруллина. О его боевом пути можно было судить только по письмам, которые приходили на имя жены и дочери в город Казань.
Письма от Фарида Яруллина приходили редко: два-три в 1941, около 8 — в 1942 году. В одном из них, датированном октябрем 1942 года, Фарид называет свое местонахождение самой горячей точкой фронта. Такой точкой в те дни была героическая оборона Сталинграда. В феврале 1943 года Фарид в своих письмах упоминал город Орел, в марте того же года — Курскую дугу, деревню Альховка. После письма, датированного 31 июля 1943 года, связь Фарида Яруллина с семьей обрывается.
Для того, чтобы оценить талант Фарида Яруллина, достаточно посмотреть балет «Шурале», послушать его берущие за душу песни. А вот, чтобы понять, каким он был человеком и гражданином, надо всего лишь прочитать его письма с фронта. Сколько в этих наспех набросанных строках нежности, доброты, трогательной заботы об отце, жене, дочке и друзьях! И, в то же время, сколько патриотизма, мужества и веры в победу.
Из писем мы узнаем также, что и на фронте Фарида Яруллина не оставляли мысли о судьбе балета "Шурале". "Как бы мне хотелось увидеть его на сцене. Хотя бы одним глазком... Музыка его во мне и всегда со мной", - признавался Фарид в одном из последних писем к жене.
- ...Гроза, нависшая над нашим существованием, требует от нас всех максимального напряжения. В нашей победе не сомневайся (из письма к жене 1943 г.).
- …еду на фронт бить заклятого врага (из письма к отцу 1941 г.).
- …Я бы желал лишь только одного – быть полезным Родине в ее борьбе против озверелого фашизма (из письма к отцу 1942г.)
Жена, балерина Галина Сачек, и дочь Наиля не знали ни дня смерти, ни места гибели Фарида Яруллина.  Поисками места гибели композитора занимались его родные и близкие, а также его земляки — участник освобождения Беларуси И.Б.Хасанов и заслуженный работник культуры Татарской АССР Т. Ш. Шайхиев. Они и решили «пройтись» по боевому пути тех воинских подразделений, где служил Фарид Яруллин.
Воины 250-го стрелкового полка 82-й стрелковой дивизии принимали участие в освобождении Смоленской и Витебской областей. Именно здесь и служил Фарид Яруллин. Они и нашли его имя в списках офицеров, погибших в районе небольшого белорусского городка Дубровно на Витебщине. Стало известно, что похоронен Фарид Яруллин на кладбище деревни Новая Тухинь 17 октября 1943 года. На этом месте позже установили мемориальный комплекс "Рыленки".
Так было найдено место последнего пристанища молодого, но уже известного композитора Татарстана.
В июле 1985 года жена и дочь Фарида Яруллина — Галина Григорьевна Сачек и Наиля — приезжали в далекую Беларусь, на дубровенскую землю, чтобы поклониться праху своего мужа и отца. В Рыленках, где захоронены его останки, они рассыпали пригоршню земли с родины композитора. И такую же пригоршню с мемориального комплекса «Рыленки» они привезли в Татарию.
Имя Фарида Яруллина не забыто. В 1958 году Ф.Яруллину за балет "Шурале" была присуждена Государственная премия Татарстана им. Г.Тукая.
Известный художник и скульптор Баки Урманче создал скульптурный портрет композитора.
В Казани именем Фарида Яруллина названа одна из городских улиц в Кировском районе. На улице Яруллина рядом с молодежным центром "Ак Барс" расположен «Монумент в честь Ф. З. Яруллина».
В Альметьевске музыкальный колледж носит имя Ф. З. Яруллина. Имя выдающегося татарского композитора было при­своено колледжу в 1974 году за плодотворную музыкально-просветительскую деятельность и ценный вклад в развитие культуры города и района. 
В Национальном музее Республики Татарстан хранятся уникальные экспонаты, связанные с жизнью и творчеством замечательной семьи Ярулиных. В 1969 году Ф. Ахметовым написана симфоническая «Поэма памяти Фарида Яруллина». Именем композиторов Яруллиных названа Мамадышская школа искусств. Открыты музеи Яруллиных в Мамадышской школе искусств и в деревне Малые Суни.
 Помнят Фарида Яруллина и в Белоруссии. В Белоруссии находится мемориальная доска в честь павшего воина Фарида Яруллина.
 Ежегодно, 2 апреля, в годовщину подписания договора об образовании белорусско-российского сообщества, отмечается День единения народов Белоруссии и России. Эта дата символизирует силу многовекового братства наших народов, культурных и духовных связей и воплощает их стремление крепить дружбу и взаимовыгодное сотрудничество.
В настоящее время Татарстан является одним из ведущих торгово-экономических партнеров Белоруссии среди регионов России.
Успешно осуществляется сотрудничество между музеями, библиотеками, устанавливаются партнерские связи между кинематографистами Республики Татарстан и Республики Беларусь.
Ярким примером дружбы наших народов является ежегодно проходящий в Минске традиционный национальный татарский праздник Сабантуй, завоевывающий все большую популярность среди белорусов.
В 2000 году библиотека – филиал № 2 г. Гродно начинает сотрудничество с Гродненским общественным объединением татар
" Дуслык" и становится центром татарской национальной культуры. На сегодняшний момент объединение насчитывает 28 членов и является Гродненским городским отделением Международного общественного объединения «Татаро - башкирское культурное наследие " Чишмэ".
Проводятся совместные мероприятия, посвященные жизни и деятельности знаменитых людей Татарстана, национальным праздникам и памятным датам.
Общественно-политический еженедельник г. Гродно «Биржа» от 15 апреля 2004 года рассказывает: «Особый интерес у собравшихся вызвал рассказ заведующей городской библиотеки № 2 г. Гродно Галины Валентиновны Лупач о татарах, проявивших героизм во время Второй мировой войны».
Как в Татарстане, так и в Белоруссии проходят мероприятия, посвященные композитору, автору балета «Шурале» Ф. Яруллину, погибшего, обороняя Беларусь и похороненного на белорусской земле.
Трудно найти во всей мировой музыкальной культуре известного композитора с такой же короткой жизненной и творческой судьбой, как у Фарида Яруллина. Из 29 лет, прожитых Фаридом Яруллиным, на творчество было отпущено очень мало. В историю музыкального искусства Ф.Яруллин вошел как автор первого татарского балета.
Уникальность, неповторимость, феномен… Эти слова можно с полным правом отнести и к Фариду Яруллину, чей балет «Шурале» принес татарской музыкальной культуре первое широкое мировое признание.



Использованные материалы:

1. Композиторы Советского Татарстана. – Казань: Таткнигоиздат, 1957.
2. Алмазова А. А. Фарид Яруллин и татарский балет. – Казань: Татарское кн. изд-во, 1987.
3. Низамиев Р. М. Фарид Яруллин: Роман – хроника. – Казань: Татарское кн. изд-во, 1990.
4,Садрижиганов Д. В мире музыки. – Казань, 1990.- с. 88-91,
5. Юнусова Г. «Я по-новому спою…»: О некоторых страницах жизни и творчества Фарида Яруллина. // Казань. – 2004. - №4. – с.84-88
6. Кадырова Р. Творчество композиторов Яруллиных: [композитор З.Яруллин и Ф.Яруллин] / Р. Кадырова // Фән һәм мәктәп=Наука и школа. – 2012. – № 6. – С.28-31
7. Музыканты, композиторы, певцы. Биография Яруллина Фарида Загидулловича http://www.biogr.ru/biography/?id_rubric=7&id=12771
8. Российская газета. Регион. Татарстан, Чувашия http://www.rg.ru/files/special_editions/data/229.pdf9. «Баллада о Фариде». Республика Татарстан. http://www.rt-online.ru/aticles/rubric-78/59157/
10. Назад в прошлое. http://www.dubrovno.by/




6 Comments:

  1. nikolay starostin said...
    Очень интересная статья!
    Я работаю в Уфе в школе №2 где Фарид Яруллин композитор автор балета "Шурале" учился 1923-1930гг.Собираю материал о нем. Может кто знает где на какой улице в Уфе проживала семья Яруллиных?
    Моя почта 19512101@mail.ru
    Сайт borgo.ucoz.ru
    nikolay starostin said...
    На какой улице в Уфе проживала
    семья композитора Фарида Яруллина автора балета "Шурале" в 1923-1930гг
    Ляля said...
    Уважаемый Николай Старостин, к сожалению не могу ответить на Ваш вопрос . Но я постараюсь найти ответ и написать Вам.
    Ляля said...
    Николаю Старостину. Семья Яруллиных поселилась в деревянном двухэтажном доме на улице Никольской, ныне ул. М. Гафури.
    Марина Балякина said...
    Ляля, ты молодец! Очень полная и интересная статья. Сама для себя много узнала.
    Ляля said...
    Спасибо, Марина. Мне было самой интересно готовить это мероприятие. В журнале Казань в № 3 напечатали его письма жене и дочери. Презентацию можно дополнить.

Post a Comment



Следующее Предыдущее Главная страница