Blogger Template by Blogcrowds

Созвездие имен


 Презентация выставки
Оформление зала:

Книжная выставка - галерея «Созвездие имен»
Рассказ о выставке сопровождается показом медиапрезентации.
Музыкальное сопровождение: Звучат музыкальные произведения в исполнении У. Альмеева. А. Мишенькина. Д. Гариповой.

Вступление:
Слайд 1.
Здравствуйте, уважаемые читатели и гости. Сегодня мы пригласили вас на презентацию выставки - галереи «Созвездие имен». Посвящена она нашим землякам, замечательным людям Зеленодольска и Зеленодольского района.
Город – это прежде всего люди. У небольших городов – особое очарование: все знакомы или знают друг друга. Тем легче, наверное, найти среди земляков людей талантливых, интересных. Наш город и район могут по праву гордиться многими своими земляками. Мы предлагаем вам выставку «Созвездие имен», своеобразную галерею личностей – талантов. Каждому таланту, вышедшему из нашего города и района, отведена отдельная «ниша», то есть раздел выставки.

Жизнь, отданная театру.

Слайд 2.
Газиз Айдарский (Газиз Исхак улы Валитов) родился в 1899 году в деревне Айдарово Зеленодольского района, в многодетной семье. Его мама была турчанкой. Жизнь многодетной семьи была трудной. В возрасте 10 лет Газиза отправляют в город Красный Яр Астраханской губернии работать в книжный магазин (мальчиком в услужении). Как бы тяжело не было расставаться с семьей, устраиваться на новом месте, перед Газизом открывается широкая дорога. Благодаря книгам он познает мир. Каждую свободную минуту он окунается в мир книг. Видя его старания в работе, Газиза оставляют работать приказчиком. Эти годы для Газиза были его первым университетом жизни. Начиная с 1917 года он ведет просветительскую работу среди татарской молодежи, является членом коллегии комиссариата по работе среди мусульман. В 1918-1920 годах он – секретарь рабочего комитета, инструктор, режиссер. В эти годы в Астрахани были на гастролях известные актеры Касыйм Шамил, Зәйни Солтан и др. Увидев талантливого юношу Газиза они приглашают его в Казань.

Слайд 3.
В 1920 году Газиз приезжает в Казань, его принимают в Татарский драматический театр. Газиз берет себе псевдоним Айдарский в честь названия родной деревни.
В театре Газиз Айдарский больше играет трагические роли. Красивый, стройный, скромный и сдержанный, гордый – так вспоминают Газиза Айдарского его современники. «В Казани Айдарский проработал недолго, только два сезона. Но каких два сезона! В стране – разруха, голод, над театром то и дело нависает угроза закрытия. Вместе с тем именно в этот период татарский театр в Казани объявляется национальным достоянием и перед его руководством выдвигается даже не задача, а требование – во что бы ни стало сохранить труппу, репертуар. И Айдарский в гуще этих событий!» (Ф. Хабибуллин)
Слайд 4.
На казанской сцене он воплотил бессмертный образ Тахира в спектакле «Тахир-Зухра». Он играл Незнамова («Без вины виноватые» А. Островского), Кассио («Отелло» Шекспира), Хлестакова («Ревизор» Н. Гоголя), Лаэрта («Гамлет» Шекспира) и др. Айдарский не только играл, он жил на сцене.
Но уже в 1923 году имя Айдарского исчезает с казанских афиш. Он едет в Москву, где поступает в Центральный театральный техникум и почти одновременно приступает к формированию татарской группы.
Он был организатором Московского драматического татарского театра «Эшче». С эти театром он гастролировал по всей стране. На свои премьеры он приглашал Мейерхольда. Михоэлса, которые давали высокую оценку его постановкам.
В этот же перид он пишет и издает книгу «Драматический театр», в которой излагает свои творческие принципы. Безусловно, для своего времени это было явление, которое обратило на себя внимание и культурной общественности, и властей. Театр получает государственную поддержку, добивается его переименования в Центральный татарский рабочий театр.
Слайд 5.
Еще во время учебы он знакомится с талантливой певицей Сара Садыковой и вскоре они создают семью. Сара Садыкова училась в Московской консерватории. Как режиссер он ставит первую татарскую оперу «Сания», где главную партию поет Сара Садыкова. В историю татарской оперы он вошел как талантливый режиссер и умелый организатор. К сожалению, жизненный путь этого талантливого человека был слишком коротким. Айдарский работал не щадя сил и здоровья. Умер он в 1933 году от туберкулеза.В последний путь его проводил Муса Джалиль. «Безвременная кончина Газиза Айдарского – тяжелая и горестная утрата для татарского искусства. Безжалостная смерть отняла у нас талантливого театрального мастера…» (М. Джалиль) А вот имя его живет.
Слайд 6.
Слайд 7.
Хусаинов Гали Каримович – актер, режиссер, Заслуженный деятель искусств ТАССР, РСФСР. Родился 2 ноября 1919 года в селе Кугеево Косяковском кантоне Свияжской волости, ныне Зеленодольского района. Гали Хусаинов «первая ласточка» татарской театральной студии в Москве. Затем работа в Казани. В 1949-1952 гг. актер Татарского академического театра, заведующий театральным отделением Управления по делам искусств Совета Министров Татарской АССР. В 1952-1969 гг. и 1972-1975 гг. – редактор Татарского радио, режиссер, главный режиссер Казанской студии телевидения.
Государственное телевидение Татарстана считается одним из состоятельных в стране - как с точки зрения профессионализма кадров, так и с точки зрения продуктивности. Но телевидение было нечто неизведанным, поэтому приходилось все создавать заново. В числе пионеров Казанской телестудии был и Гали Хусаинов.
Слайд 8.
В 1969-1972 гг., 1975-1983 гг. Гали Хусаинов – главный режиссер Альметьевского татарского драматического театра. Театру пришло настоящее признание. Неугомонный, беспокойный, жадный до творчества, требовательный во всем режиссер Гали Хусаинов буквально заразил театр своей трудоспособностью, одержимостью, любовью к театру. Улучшился микроклимат в театре, творческая обстановка стала наравне с большими творческими коллективами. Актерский состав стал стабильным. Фундамент театра, заложенный первыми актерами, режиссерами С. Булатовым и С. Юсуповым, стал прочной основой для строительства настоящего очага культуры. Популярность театра стала расти из года в год. Поставленные им «Козы – Корпеш и Баян – Сылу» Мусрепова, «Материнское поле» Ч. Айтматова, «Трактирщица» Гольдони, «Если нет луны, есть звезды» Т. Миннуллина (драматург, режиссер Г. Хусаинов, исполнитель главной роли Д. Кузаева в 1979 году были удостоены Государственной премии им. Г. Тукая), «Антигона» Ж. Ануя вывели театр на новые рубежи, обозначили творческую зрелость коллектива.
«Гали Каримович Хусаинов – наш первый режиссёр. Легендарная личность! Заслуженный деятель искусств Татарстана и России, лауреат Государственной премии имени Габдуллы Тукая, он сразу поверил в нас и строил на нас репертуар. Вы можете себе представить – молодые начинающие актёры, никому не известные, а уже играем во всех спектаклях. Это громадное счастье, что он работал с нами!» - вспоминают артисты театра.
Слайд 9. В 2005 году Постановлением КМ РТ от 5 октября за № 476 приняли предложение Министерства культуры Республики Татарстан и администрации Зеленодольского района и г. Зеленодольска о присвоении Кугеевскому сельскому дому культуры Зеленодольского района имени Хусаинова Гали Каримовича и впредь именовать его "Кугеевский сельский дом культуры имени Г.К.Хусаинова".
В каждой роли – частица души.
Слайд 10.
Усман Гафьятович Альмеев родился 24 апреля 1915 года в деревне Акзигитово Зеленодольского района. Рано осиротев, Усман с трехлетнего возраста воспитывался в Свияжском детском доме.
Слайд 11.
В 1932-35 гг. учился в Татарском техникуме искусств и одновременно в Казанском музыкальном техникуме. «Еще когда я был маленький, моя первая учительница Халима апа говорила: "Ну, этот будет артистом!" Я даже слова такого не знал - артист. Но в детстве пел всегда. После восьмилетки приехал в Казань поступать в артисты. Это был 1929 год. Но меня не приняли. Сказали: рост маленький. Одна актриса научила: скажи, у меня родители маленькие. А у меня родители были среднего роста. Я их, конечно, приблизительно помню: мама умерла в 1919 году, отец - в 1921-м. Осталось нас восемь детей, сестры все были в деревнях педагогами. А я в Казань поехал. Тогда куда хочешь можно было поступать, везде принимали. С артистом не получилось, отучился на рабфаке, затем в сельхозтехникуме, уехал в Елабугу. Но потом все равно вернулся и поступил в театральный техникум». (У. Альмеев)
После Казанского театрального техникума Альмеева направляют учиться в Москву, в Татарскую оперную студию при консерватории, где он учился с 1935 по 38 гг. Занимался он у замечательного педагога Софьи Ивановны Друзякиной. «Вернувшись в Казань, я почти не учился, каждый день ходил в татарский театр. Он просто притягивал меня. И когда в 1935 году закончил техникум, из нашей группы четверых приняли в Камаловский театр, в том числе и меня.
Но я брал уроки пения у педагога Ковельковой. И вот пришел на очередной урок, пою арию из "Волшебной флейты", вдруг дверь открылась, вошел мощный пожилой мужчина. Я допел и ушел. А на следующий день Екатерина Георгиевна говорит: "Этот человек хочет забрать вас в Москву, в консерваторию".
Это был Назар Григорьевич Райский, профессор Московской консерватории, у которого учился Сергей Лемешев. И наша Зюгра Байрашева там училась. Была такая певица, из татарок первой закончившая консерваторию. Но из театра меня не отпускали, несколько месяцев хлопотал, до Верховного Совета дошел, но все равно к началу занятий опоздал. И все же повезло: взяла в свой класс педагог Софья Ивановна Друзякина».(У. Альмеев)
В 1939 году в Казани открывается оперный театр и молодой выпускник консерватории вливается в его труппу в качестве ведущего тенора. Красивый голос – сама по себе редкость, а если его обладатель к тому же свободно поет на русском, татарском и итальянском языках, - это редкость вдвойне. А время тогда было удивительно «оперное». На Усмане Альмееве держался весь национальный репертуар театра, он много и успешно выступал с концертами. Муса Джалиль, с которым он был дружен еще с театрального училища, сделал переводы романсов Глинки на татарский. Усман Альмеев был первым исполнителем этих романсов, записал их на радио.
В годы Великой Отечественной войны в составе музыкально-артистических бригад он выступал в воинских частях и госпиталях, поднимая боевой дух солдат и вселяя в них веру в победу.
В театре он проработал до 1958 года. Долгие годы был солистом Татарской государственной филармонии им. Г. Тукая (с 1958), внеся значительный вклад в развитие татарской эстрады и завоевав признание, популяризируя татарскую народную песню. Публика восторженно принимала певца, он создавал целые спектакли, выразительные и лаконичные. Исполняя татарские народные песни, он оставался замечательным актером. Не только слушать, но и смотреть, как он «лепит» образ песни, было одно удовольствие.
Слайд 12.
Усман Альмеев был первым среди татарских артистов, кто создал свой театр песни. Он впервые исполнил песни «Урман кызы» («Лесная девушка») Дж. Файзи, «Сонгы корэшкэ» («В последний бой») Ф. Яруллина, «Кил, чибэрем» («Приди, красавица») Р. Яхина, партии: Галимжан («Башмачки» Дж. Х. Файзи ), Аскар («Аршин мал алан» У. Гаджибекова), Урмай и Джик («Алтынчеч» Н.Г.Жиганова) и другие.  
Более 20 лет являлся председателем Совета ветеранов сцены Союза театральных деятелей республики Татарстан.
Слайд 13.
Его долгая творческая жизнь вместила 20 лет работы в оперном театре и еще 25 – в Татарской государственной филармонии и Госконцерте СССР.
Слайд 14.
Лариса Дядькова родилась и выросла в Зеленодольске (9 марта 1952г.) Семья у Ларисы была музыкальная, но профессиональных музыкантов не было. Профессионалами стали Лариса и ее брат. Они в один год закончили консерватории. Лариса – Ленинградскую по классу вокала, он – Казанскую по классу хорового дирижирования. В детстве ей очень хотелось заниматься на каком-нибудь музыкальном инструменте, но такой возможности ей не представилось, так как она была третьим ребенком в семье, где работал один отец. Все решил случай. Лариса участвовала в конкурсе художественной самодеятельности и ее заметила преподаватель фортепиано музыкальной школы Дина Кабировна Мухаметзянова. Она подошла к ней после конкурса и сказала: «Лариса, у тебя редкий голос. Тебе надо учиться». Все это произошло, когда она заканчивала школу-десятилетку №11. Прислушавшись к совету, она поступила в Казанское музыкальное училище. После Казани – Ленинградская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова (класс И.П. Левандо-Тимановой).
Слайд 15.
С 1978 года, сразу после студенческой скамьи, Лариса Дядькова входит в состав оперной труппы Мариинского театра.
Среди партий, исполняемых на сцене Мариинского театра:
Ваня («Иван Сусанин»), Ратмир («Руслан и Людмила»), Марфа («Хованщина»), Кончаковна («Князь Игорь»), Ольга («Евгений Онегин»), Любовь («Мазепа»), Полина и Графиня («Пиковая дама»), Нежата («Садко»), Алконост («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»), Кащеевна («Кащей Бессмертный»), Настоятельница монастыря и гадалка («Огненный ангел»), Дуэнья («Обручение в монастыре»), Коробочка («Мертвые души»), Азучена («Трубадур»), Ульрика («Бал-маскарад»), Амнерис («Аида»),
Миссис Квикли («Фальстаф»), Фрика («Золото Рейна», «Валькирия»), Вальтраута («Гибель богов»), Иродиада («Саломея»).
Вскоре Лариса стала лауреатом конкурса вокалистов имени Глинки (II премия, 1984). Её заметила Ирина Архипова. Великая певица называла ее «мамонтенком», имея в виду редкий по своему тембру, «ископаемый», как она говорила, голос Ларисы.
Жизнерадостный, веселый характер помог ей очень естественно войти в роль Ольги в опере «Евгений Онегин». Она удивительно пушкинская Ольга, о которой Пушкин сказал «Всегда, как утро весела». «Движенья, голос, легкий стан» - все пленяло в Ларисе – Ольге. Дважды она принимала участие в Шаляпинском фестивале в Казани. Редкий дар молодой певицы был оценен по достоинству. Начались гастроли за рубеж. Лариса Дядькова выступала в известнейших оперных театрах, среди которых Венская государственная опера, Опера Бастиль (Париж), Арена ди Верона (Рим), Королевский оперный театр Ковент-Гарден (Лондон), Ла Скала (Милан), Лирик-опера (Чикаго), принимала участие в международных музыкальных фестивалях в Зальцбурге, Брегенце и Глайндборне. С 1996 года Лариса Дядькова является приглашенной солисткой театра Метрополитен-опера (Нью-Йорк), на сцене которого исполнила партии Азучены («Трубадур»), Амнерис («Аида»), Ульрики («Бал-маскарад»), Марфы («Хованщина»), Иродиады («Саломея») и Фрики («Валькирия»).
Слайд 16.
Певица выступала со многими известными музыкальными коллективами, в числе которых Нью-йоркский симфонический оркестр, симфонический оркестр Филадельфии, Чикагский симфонический оркестр, Кливлендский симфонический оркестр, Берлинский филармонический оркестр и Нью-Йоркский филармонический оркестр; сотрудничала с такими дирижерами как Валерий Гергиев, Мстислав Ростропович, Юрий Темирканов, Клаудио Аббадо, Риккардо Мути, Геннадий Рождественский, Антонио Паппано и Джеймс Конлон.
Слайд 17.
Одна из выдающихся ее работ – партия Марфы в «Хованщине» М. П. Мусоргского. Поставили эту оперу в Большом театре Ростропович с Покровским. Лариса пела трудную трагическую партию раскольницы Марфы. Пела и играла так, что знаменитая Галина Вишневская писала: «Подлинной сенсацией спектакля стала певица из Петербурга Лариса Дядькова. В роли Марфы в Москве рядом с ней поставить некого»
Слайд 18. (фильмография)
Слайд 19.
Аркадий Мишенькин. От солиста «Радара» до солиста Большого театра – таков путь Аркадия Мишенькина. В Зеленодольске он жил с родителями на улице Рогачева. Между собой народ эту часть города, тогда это была окраина, окрестил «Шаехаем». А «Шанхай» - это рай» - гласит мудрость», нацарапанная много лет назад в подъезде родительского дома. Вот в этом «раю» нелегких буден простых людей, заводских рабочих и рос мальчишка. В школьном возрасте у Аркадия вдруг прорезался голос – красивый, чистый, звонкий, приятного тембра. Конечно, не все в жизни случайно. Кто в 60-70-ые годы не знал в Зеленодольске Юлию Мишенькину? Да ни один концерт в ДК «Родина» не проходил без нее. Из воспоминаний: «- Пою, и сынка туда же. Пристанет «Мам, потяни мне аккордеон…». Силенок у самого не хватает. Потом выцаганил у меня гитару. Стала учить петь его на два голоса. Опоздала я ег отдать в музыкальную школу. А он мне «Сам выучусь, давай пианино купим». И Юлия Арефьевна купила пианино, хоть и пришлось денег назанимать. Но как чувствовала, не зря экономила на другом. Аркадия все же притягивало больше пение.
Слайд 20.
Вошедшие в моду вокально-инструментальные ансамбли тоже сыграли свою добрую роль. Группу «Радар» обожала вся зеленодольская молодежь. После школы Аркадий Мишенькин пошел по накатанному многими пути – в Зеленодольский механический техникум, потом на завод. Правда петь никогда не бросал. Наконец, хотя и не имел музыкального образования, решил рискнуть – поехал поступать в Казанское музыкальное училище. Вердикт приемной комиссии был таков: «Слишком велик в исполнении налет эстрадного пения». Лишь один педагог – Лилия Ивановна Гафенко почувствовала природную музыкальность 18-летнего паренька, отметила красивое юношеское звучание голоса. Она взяла Аркадия к себе в класс. А уже через 1,5 года усиленной учебы сказала: «Тебе нечего терять здесь время, поезжай в Московскую консерваторию». Через 6 лет Мишенькин закончил консерваторию с одними пятерками по спецпредметам, а самое главное, его приняли в труппу Большого театра. Еще будучи студентом консерватории Мишенькин спел Ленского в «Евгении Онегине» в Париже. В начале 1989 года исполнил партию Альфредо в «Травиате» Верди в Будапештском оперном театре. Не случайно рецензия в журнале «Музыкальная жизнь», опубликованная в 1992 году. «Порадовал творческий рост Аркадия Мишенькина. Его лирический тенор, продолжающий традицию С. Лемешева и А. Масленникова, стал крепче, устойчивее, тембр – более нежным и красивым. «Робкий юноша», еще вчера не знавший, куда себя деть на сцене, сегодня обещает стать актером редкого лирико-романтического типа. При нынешнем отсутствии в Большом театре легких и подвижных мужских голосов Мишенькин является чуть ли не неединственным достойным исполнителем итальянского репертуара».
Слайд 21.
Мишенькин поет многие первые партии: Ленский («Евгений Онегин»), граф Альмавива («Севильский цирюльник»), Гвидон («Золотой петушок»), Герцог («Риголетто»), Альфред («Травиата»).Аркадий Мишенькин пел в Нью-Йорке в «Метрополитен-опера», в миланском театре Ла Скала. Вот что писала зарубежная пресса.
Слайд 22.
«Особенно поражает у молодых исполнителей их драматические качества. Это без сомнения, случай Аркадия Мишенькина (ученика Атлантова), лирического тенора (Ленский), который восхитителен своей непринужденностью, вокальной гибкостью и умом до мельчайших деталей. Все это дает возможность почувствовать его блестящее будущее» (журнал «Опера интернациональ», май 1987 г. Париж)

Балет – моя любовь.
Слайд 23.
Мухамедов Ирек Джавдатович – Заслуженный артист РСФСР, солист Большого театра в Москве, с 1990 года - Королевского балета Великобритании. Еще одна яркая звезда взошла в Зеленодольском районе. Родился Ирек Мухаммедов в 1960 году в селе Большие Ачасыры. Ирек Мухаммедов прославленный танцор, титулованный артист мирового балета. Любовь к танцам перешла к Иреку от матери. Рашида апа очень любила танцевать, занималась художественной самодеятельностью. В 1944 году выступала с концертом на Красной площади. Отец Ирека Джаудат абый тоже родом из этих краев. Работая на заводе имени Серго, закончил техникум, потом институт. Вскоре семья переехала в Казань.
Танцевть Ирек начал с трех лет. В четыре года мама его отдала в хореографический кружок при ДК Ленинского района Казани. Работала в школе, а по вечерам каждый день водила сына на занятия. Занималась с Иреком Вероника Александровна Мартьянова. Увидев его талант, она стала готовить его в хореографическое училище. Когда стал вопрос о выборе училища – Ленинград или Москва – родители выбрали Московское хореографическое училище. В 10 лет Ирек покидает Казань и уезжает учиться в Москву. После окончания училища в 1978 году его приглашают в ансамбль классического балета Москвы. Ирек Мухаммедов танцует всегда с наслаждением и страстью. Он раскрывает себя не только как танцовщик, владеющий определенной техникой, но и как драматический актер.

Слайд 24.
Первый успех к нему приходит в 1981 году на IV Международном конкурсе артистов балета в Москве. Он становится обладателем Гран – при. Это был грандиозный успех. Сам Мухаммедов так говорит об этом: «Это стало для меня огромной неожиданностью, долгое время я даже внутренне не мог сопоставить эту победу с собой. Все время казалось, что все происходит не со мной, а с кем-то другим». После этого успеха имя Ирека Мухамедова узнала вся страна. Его приглашают работать в Большой театр.
Слайд 25, 26.
В Большом он исполняет основные партии: Спартак (А.И.Хачатуряна), Ромео и Тибальд («Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева), Роберт («Жизель» А.Адана) Иван Грозный («Иван Грозный») и др.
В 1987 году он получает премию Оливье за исполнение драматической роли, в 1988 году в Копенгагене он удостоен премии Г. Х. Андерсена «Лучший танцовщик мира». В Большом театре он проработал 10 лет. В 1990 году Ирек подписывает контракт с Королевским балетом в Лондоне, становится ведущим солистом этого театра до 2001 года. По просьбе благотворительной организации Ирек Мухаммедов дает гала – концерт в «Колизеуме». Так получилось, что он стал его творческим вечером и в зрительном зале оказались практически все его поклонники. И хотя артист живет со своей семьей в Англии, для него Россия была и остается настоящей Родиной, которая дала ему очень многое: культуру, определенное мировосприятие, профессию. «Я благодарен России и глубоко убежден, что мне повезло в том, что я родился татарином, который рос и воспитывался в России». В нем соединились две культуры – русская и татарская, которые обогатили его душу, сделав более восприимчивой к другим культурам.
«И хотя сегодня и я сам, и вся моя семья имеем британские паспорта, это ничего не меняет: Я всегда буду с гордостью говорить, что я татарин, всегда буду считать себя гражданином России, и совершенно неважно где, в какой стране я при этом живу» - говорит И. Мухаммедов.
Слайд 27.
Янбулатова Клара Габбасовна – танцовщица, прима театра оперы и балета. Родилась в 1933 году в г. Зеленодольске. В годы войны семья переехала в Казань и здесь Клара стала заниматься в танцевальном кружке.
Слайд 28.
В 1951 году поступает в хореографическое училище в Петербурге. В 1956 году возвращается в Казань, становится солисткой театра оперы и балета.
Исполняла главные роли в балетах «Бахчисарайский фонтан», «Шурале», «Джоконда», «Большой вальс», «Жизель» и др.
Живет в г. Казани.
Чарующий полет
Слайд 29.
Калимуллин Рашид Фагимович - композитор, педагог, заслуженный деятель искусств, председатель Союза композиторов Республики Татарстан, член Общественной палаты РТ.
Слайд 30.
Родился 6 мая 1957 года в Зеленодольске. Композитор Рашид Калимуллин – одаренный и наиболее заметный представитель поколения музыкантов конца 20 и начала 21 веков. Имя его известно не только в музыкальном мире Татарстана. Его произведения звучат и на сценах российских городов, и в зарубежных концертных залах. Его творчество привлекает внимание и специалистов, и любителей современной музыки. И это естественно, потому что Рашид Калимуллин не просто талантлив. У него собственное творческое лицо, его отличают оригинальный музыкальный почерк и мышление, восходящим к глубоким пластам национальной музыки. Его музыка выразительна, живописна, богата тембрами.Это музыка сегодняшнего и завтрашнего дня.
А начинал Рашид в Зеленодольске, когда 13-летним подростком пришел в нашу музыкальную школу. Как и всем ребятам этого возраста, ему были свойственны обычные мальчишеские радости и увлечения, но проявлялось и отличное от многих других – особый интерес к музыке, Не случайно, пройдя экстерном курс музыкальной школы по классу кларнета за 4 года, он параллельно освоил баян. Затем была армия, где Рашид играл в оркестре на кларнете. Знакомство с музыкально грамотными сверстниками, которые встретились там, тесное общение с ними повлияли на Рашида как музыканта и окончательно определили выбор жизненного пути.
В Нижнекамском музыкальном училище, где Рашид учился еще до армии, он попал в класс Ларисы Юрьевны Чирковой. Именно она разглядела в нем будущего композитора, стала его первым наставником, а позже уговорила сдать экзамены в Казанскую консерваторию, куда Рашид поступил в класс доцента Бориса Николаевича Трубина. Инструментовку же он осваивал у композитора, профессора и ректора консерватории Назиба Гаязовича Жиганова. Там был окончательно определен выбор: музыкант полностью посвятил себя композиции.
Слайд 31.
Важной вехой его биографии оказался конкурс молодых композиторов в Москве, дипломантом которого он стал. Вторично этого звания он был удостоен в 1985 году. В этом же году он заканчивает консерваторию, а спустя 2 года – аспирантуру. За время учебы в консерватории он пишет симфоническую, камерно-инструментальную музыку, песни, романсы. Увлечение древней историей татарского народа отразилось в симфонии – поэме «Булгары» (1982г., 2-я ред. 1986г). Написал две сонаты для фортепиано, поэму для голоса и двух флейт «Есть ли счастье» на слова Рустема Мингалимова. Рашида Калимуллина приглашают работать преподавателем на кафедре композиции, а позже он стал ее заведующим (1987 - 1993 гг.).
Калимуллин пишет композицию для струнного квартета «Памяти Тукая»(1986г.). Композитор ярко и выразительно воссоздает высокий, трагический образ великого поэта.
Это произведение в 1987 году получил первую премию на Дрезденском конкурсе камерной музыки имени Вебера. Первое место среди трехсот видных композиторов из 18 стран почетно для всей музыкальной жизни Татарстана. Премия вдохновила композитора для написания рок - оперы «Крик кукушки», которая стала событием в музыкальной жизни.
Слайд 32.
15 апреля 1994 года в Москве в музее им. М. И. Глинки с успехом прошел его авторский вечер, на котором присутствовали видные композиторы, музыковеды и музыканты. Секретарь Союза композиторов России Кирилл Волков так отозвался после вечера о Рашиде Калимуллине: «Рашид Калимуллин – один из самых интересных композиторов в России. Он умеет на высоком уровне показать национальные традиции и современную композиторскую технику. Калимуллин совмещает при этом европейские традиции и восточную культуру… Это глубоко национальный художник нового времени» (К. Волков, секретарь Союза композиторов России.15 апреля 1994 г)
Высоко была оценена и Вторая фортепьянная соната на конкурсе «Вена – Модерн – Мастер» в 1995 году. Исполнившая сонату японская пианистка Каяко Мацунаго тоже получила первую премию. Произведения композитора стали исполнять во многих странах. Он был гостем фестиваля в Нью - Джерси.
2005 год был богат знаменательными музыкальными событиями. Ярким событием был Фестиваль «Новое передвижничество», кульминацией фестиваля стал авторский концерт Рашида Калимуллина. На этом концерте в финальной части прозвучало «Сказание о Казани», написанное специально к 1000-летию города.


Слайд 33, 34, 35.
Рашид Калимуллин привлекает в столицу Татарстана лучшие силы современного музыкального мира, по его инициативе Союз композиторов республики организовал серию международных фестивалей «Европа – Азия».
Композитор живет насыщенной творческой жизнью, его трудно застать дома, ибо география концертов маэстро – весь мир.

Родилась под счастливой звездой
Слайд 36.
Гарипова Дина Фагимовна, певица, журналист родилась 25.03.1991в Зеленодольске. Дина Гарипова – восходящая звезда российской эстрады. Дина родилась в Татарстане в семье медиков. И отец, и мама певицы – кандидаты медицинских наук. Голос достался Дине от отца, который, как она рассказала журналистам, неплохо исполнял романсы в молодости. Ну а сама она начала развивать вокальные данные довольно рано. С шести лет девочка занималась вокалом в родном Зеленодольске в Театре песни «Золотой микрофон». Однако, несмотря на положительные отзывы профессионалов о своем пении, впоследствии Дина все же выбрала иную профессию – журналиста, и стала студенткой заочного отделения факультета журналистики. Тем не менее, до конца девушка не смогла отказаться от своего увлечения музыкой, поэтому одновременно с учебой она продолжила петь. И периодически гастролировала с народным артистом Татарстана Габдельфатом Сафиным.
Кроме гастролей Дина успевала участвовать и в многочисленных конкурсах, победы в которых она может коллекционировать, давала сольные концерты в родном городе и собрала свой музыкальный коллектив.
Слайд 37.
Вот с таким мощным багажом певческого опыта Гарипова и прибыла на шоу «Голос», а вот материального багажа почти не прихватила. «На первый кастинг я приехала с обычной женской сумочкой, — вспоминает Дина. — Тщательно свернутое платье, туфли, зубная щетка. Вокруг люди с полными чемоданами ехали, удивлялись, почему  я — налегке». Однако, не надеясь ни на что, Дина не только попала, причем в команду Александра Градского, но в итоге еще и победила. «Действительно волшебный голос» - эта фраза Леонида Агутина о Дине уже приклеилась к ней, словно престижный лейбл. Еще один лестный эпитет, которым наградили Дину критики – «русская Адель». Победа в «Голосе» дала Гариповой, естественно, не только славу. В качестве приза она получила двухлетний контракт со звукозаписывающей студией «Юниверсал», а в родном Татарстане ей присвоили звание заслуженного артиста республики. Но и это оказалось не пределом.
Слайд 38.
Ведь именно Гарипову решено было послать в 2013-ом году от России на Евровидение, где она заняла 5 место. В репертуаре Дины Гариповой песни на русском, татарском, английском, итальянском и французском языках.
Слайд 39.
Победы Дины Гариповой.
1999 — лауреат I степени Всероссийского конкурса «Жар-птица» (Иваново)
2001 — лауреат I степени Республиканского фестиваля «Созвездие-Йолдызлык»
2005 — лауреат Международного конкурса в Эстонии, Тарту
2008 — Гран-При в Международном конкурсе во Франции
2012 – Победа в шоу «Голос» на Первом канале
2012 – Заслуженная артистка республики Татарстан



Мы в Эфире
Слайд 40.
Телевидение играет в жизни современного общества значительную роль, по сути, являясь реальной силой, способной формировать общественное мнение, влиять на события в мире политики. ТВ постепенно превратилось в общий фон всего того, что происходило и происходит у нас на глазах. Взяв на себя информационную, познавательную, эстетическую и воспитательную функции, открыв для человечества многие сферы бытия, телевидение значительно расширило наш кругозор.
Добились успеха на телевидении и наши зеленодольцы.
Слайд 41.
Олег Сафиканов – диктор и телеведущий канала «Россия. Татарстан». Ведущий и продюсер дневных программ новостей. Он окончил лицей №14, затем Казанский педагогический институт (1991г.). Вернулся в родной лицей, работал учителем истории, обществоведения и английского языка. На учительском поприще он достиг больших успехов. В республиканском конкурсе «Учитель года – 2000» он вошел в пятерку лучших. Был редактором и ведущим детских и юношеских программ на телекомпании «Зеленый Дол».
Слайд 42.
На «ГТРК «Татарстан» пришел летом 2003 года. Ведет дневные «Вести» и «Вести+» на телеканалах «Россия 1» и «Россия 24».
Слайд 43.
Ильфат Абдрахманов - диктор и телеведущий канала «Татарстан. Новый век».
В этом году Ильфат Абдрахманов отмечает свой творческий юбилей. Его смело можно назвать символом телевидения Татарстана, ведь он на экране телевизора уже 30 лет! Ильфат - один из первых, кто 12 лет назад пришел работать на новый спутниковый телеканал «Татарстан - Новый век».
«По натуре я домосед. Даже выехать куда-нибудь в отпуск для меня целая проблема. Именно поэтому я остаюсь работать у себя на родине. Звали и на телеканал «Россия» в проект «Деловая Россия», и на Первый канал вести программу «Время», но нет. Меня здесь все устраивает» говорит Ильфат в интервью газете «Казанские ведомости» отвечая на вопрос: Вы когда-нибудь мечтали работать на федеральном телевидении?
Слайд 44.
Ильфат Абдрахманов любит свою работу, свой телеканал. «Для меня ТНВ прежде всего добрый канал. По роду работы приходится часто выезжать за пределы республики, и когда в Стамбуле или Москве подходят люди, жмут руки и говорят спасибо, невольно гордишься нашим каналом. Я убеждаюсь, что канал объединяет всех татар по миру и России. Это радует. В Челябинске, например, местные жители-татары подарили мне картину в знак благодарности. Этот подарок до сих пор висит у меня в холле над камином».
Слайд 45.
Феномен таланта. Люди веками бьются над его загадкой. Между тем они, таланты, яркой кометой освещают вдруг небосвод тихой провинциальной жизни, и провинция часто дарит миру удивительных людей, их неподражаемую фантазию и дерзновенность мысли.



Использованная литература:

  1. Сафиуллин Ю. Г. Газиз Айдарский: философские записи, размышления, письма, воспоминания, роман, - Казань: Идел-Пресс, 2012.
  2. Айдарская А. Пламя творчества и судьбы: Актер и режиссер Газиз Айдарский //Казань.- 2007.- № 1.- с. 66-71.
  3. Айдарская Ә. Сәнгатьтә янган гомер... //Мирас.- 2000.- № 2.- б. 43.
  4. Апакова Л. Соединил восток и запад: Рашид Калимуллин в авторском концерте //Восточный экспресс.- 2005.- № 123.- с. 11
  5. Мустафин Р. Скромное обаяние таланта //Татарстан.- 2007.- № 9. – с.52-55.
  6. Гладкова З. Чарующий полет: Вехи творчества композитора Р. Калимуллина //Казань.- 1997.- №7.- с. 90-91.
  7. Витовская Т. “Надеюсь, легкий мой след память земли хранит”: Аркадий Мишенькин на сценах ДК “Родина” и Большого театра //Казань.- 1997.- №7.- с. 91-96.
  8. От солиста “Радара” до солиста Большого театра //Зеленодольская правда.- 1989.- 21 июля.- с. 2.
  9. Сорокина И. Лариса Дядькова: “Спросите у Маццониса”... // Зеленодольская правда.- 2000. – 4 апреля.- с. 3-4.
  10. Витовская Т. Откровения Ларисы Дядьковой // Зеленодольская правда.- 2004. – 8 июля.- с. 6.
  11. Шарифуллина Н. Голос человеческий // Казань. – 2000. - №9. – с. 60-63,
  12. Дина Гарипова //Бумеранг. – 2011. - № 2. – с.14.
  13. Четверкин А. Они добились успеха (О. Сафиканов) // Бумеранг. – 2011. - № 1. – с.15.

При подготовке использованы также сайт Зеленодольской ЦБС и другие сайты Интернета.




0 Comments:

Post a Comment



Следующее Предыдущее Главная страница