Blogger Template by Blogcrowds

Имя Каюма Насыри сегодня известно каждому, кто хотя бы немного знаком с историей и культурой татарского народа. Память о выдающемся просветителе не только не померкла за последние десятилетия, но и была увековечена в названиях улиц, в мемориальных местах и музеях, в массовом издании и широкой пропаганде его трудов. Однако посмертная слава и благодарность потомков послужили всего лишь небольшим вознаграждением человеку, который на протяжении всей своей жизни, находясь в счастливом поиске истины, в то же время постоянно испытывал непонимание и даже неприязнь современников, бедность и неудачи, холодное, беспросветное одиночество.
У каждого народа есть свои таланты, являющиеся национальной гордостью. Но особое место в ряду великих, по праву, занимают те личности, чья бескорыстная деятельность во благо своего народа проникнуто огромным, искренним человеколюбием. Их мы называем гуманистами и просветителями.
К таким людям относится наш земляк Каюм Насыри – неординарная личность, талантливый ученый, поэт. Совсем не ради красного словца сравнивают его с Ломоносовым. Кроме большой научной и литературной ценности, его труды интересны еще и тем, что они вызывали у людей стремление к новому, к знаниям, к просвещению.


Родился Каюм Насыри 14 февраля 1825 года в деревне Верхние Ширданы Свияжского уезда Казанской губернии (ныне Зеленодольский район РТ) в семье известного богослова и мастера каллиграфии Габденасыра бин Хусейна. Известно, что родоначальником этой старинной и очень уважаемой династии был некий Бираш баба, обосновавшийся на правобережье реки Волги еще во времена Казанского ханства. С тех пор на протяжении нескольких столетий многие его потомки являлись признанными лидерами местных мусульман, исполняя обязанности сельских старост и указных мулл. 
Дед Каюма - Хусейн бин Альмухамед, окончив прославленное медресе Сагита Ахметова в деревне Берези (ныне Атнинский район РТ), во второй половине XVIII - начале XIX века был имамом в Верхних Ширданах, с успехом занимался преподавательской и научной деятельностью. Он оставил ряд рукописных трудов по арабскому синтаксису и грамматике, пользовавшихся большой популярностью у шакирдов того времени.
К сожалению, его сын Габденасыр, несмотря на блестящие способности и фундаментальные знания в области исламских наук, полученные в самых авторитетных центрах татарского мусульманского просвещения в Казани, в деревнях Берези и Маскара (ныне Кукморский район РТ), не стал проповедником.  Образованный, хорошо знавший русский язык Насыр-мулла все силы и время отдавал заботам о родном ауле и односельчанах. Как впоследствии писал Каюм Насыри, “сострадание к чужой беде, отзывчивость к людям и множество добрых дел... снискали ему уважение и признательность народа, прозвавшего его “милосердным”. Общественные проблемы так и не дали Габденасыру хазрету возможности официально проповедывать в сельской мечети. Однако, подобно своему отцу Хусейну, он достаточно плодотворно занимался теорией арабского языка и профессиональной перепиской восточных книг. 
Каюм Насыри, вспоминая отца и деда пишет:
«Мой дед Хусаин жил недолго. Будучи большим знатоком языка, он написал ряд книг по синтаксису и этимологии, например «Мисбах», «Сарфы хаван», «Гавамиль». Он служил в деревне Ширданы муллой. Умер в 1805 году. Его культурное влияние и сейчас сказыватся на его правнуках… Его сына, моего отца, назвали Габденнасыром. Он действительно был отцом своего времени. Каждому нуждающемуся в помощи он оказывал таковую. За благородство и доброту его и прозвали Абельхаером, то есть «отцом святости». Габденнасыр – мулла был смелым, умным и способным человеком. Он хорошо владел  русским языком, знал персидский и арабский языки. Он не любил людей, утверждавших, что что время старания, прилежания и творчества уже прошло. Он все время увещевал детей, говоря, что все должны трудиться, все должны быть прилежными людьми. Его дети и сейчас остаются верными его заветам».
Детские годы Каюма Насыри прошли в родной деревне. Первоначальное образование он получил в школе своего отца. Судьба Каюма Насыри была во многом предопределена семейной историей и традициями, замечательным примером его предков. В 1841 году его привезли в Казань и поместили в медресе пятого прихода. Учеба помогла Каюму развить природную любознательность и критическое мышление. За короткое время он освоил турецкий, арабский и персидский языки, основы мусульманской философии и права. Большой интерес проявлял молодой человек к изучению русского языка. Вероятно, в поисках живого общения и литературы Каюм познакомился с представителями русской интеллигенции и православными миссионерами, которые вскоре сами предложили одаренному мусульманину занять должность преподавателя татарского языка в Казанском духовном училище. В 1855 году Каюм Насыри начал давать уроки будущим христианским священнослужителям, и через несколько лет, набравшись педагогического опыта, перешел на аналогичную работу в Казанскую духовную семинарию. Для мусульманина это был по-настоящему смелый, даже отчаянный шаг.
В духовной семинарии Каюм Насыри быстро вошел в круг русского учительства, продолжил изучение русского языка и других наук. Желая еще более пополнить и усовершенствовать свои знания, он поступил в Казанский университет на правах вольнослушателя. Это было весьма редким явлением среди татар того времени.
Каюм Насыри к своей преподавательской деятельности относился очень серьезно. Он тщательно готовился к занятиям и был очень требовательным к учащимся. Работал он в Духовной семинарии около 15 лет – до 1870 года. С 1871 года он полностью отдается делу обучения русской грамоте татарских детей. В одном из своих воспоминаний он пишет:

 «Если твое дело правое, то не грешно и похвалиться. Начальную школу по обучению мусульманских детей русскому языку открыл этот учитель.  (К. Насыри говорит о себе). Эта школа открылась в 1871 году. Быть может некоторые лица и помнят, как в Календаре 1871 года этот человек, напечатав проект министра, писал уже об этом… Календарь  попал в руки русских ученых. Последние, узнав из него, что мусульмане изъявляют желание изучать русский язык, опубликовали об этом несколько статей… Статьи эти, в свою очередь, послужили подтверждением проекта правительства. В конце 1871 года в Казань прибыл назначенный для этой цели начальник. Означенный начальник отыскал этого учителя… и, заявив, что больше никто не сумеет сделать это дело, что должен приступить именно он, поручил организацию школы этому  учителю. Последний, сказав, что невозможных дел нет…, взялся за работу».
Он с воодушевлением взялся за организацию такой школы в Забулачной части города, сначала на Мокрой улице, а затем в самом сердце Старотатарской слободы, неподалеку от мечети “Марджани”. Но, как это обычно бывает с первопроходцами, неутомимый просветитель вместо признания получил лишь проблемы и неприятности. Для большинства татар он так и остался “Урыс Каюм” - “Русским Каюмом”, а для чиновников Министерства народного просвещения - излишне самостоятельным учителем, не желавшим заниматься откровенной миссионерской деятельностью. Насыри до последнего пытался сохранить свою школу, платил из своего скудного жалованья и за аренду помещения, и за учебники и даже отдавал последние деньги бедным ученикам на еду и одежду. Но, надо сказать, нелегко было организовать эту школу. Насыри так описывает свои мытарства.
 «Хотя я и предлагал 50 рублей в месяц, они (то есть домовладельцы) отказали мне в квартире, когда я сказал, что обучаю детей. Наконец, волей – неволей снял квартиру над кабаком, на Мокрой улице, вывесил на воротах объявление, после чего собралось десяток детей. Ну и пришлось терпеть муки этому бедному человеку! Под ним кабак, всю ночь поют, дерутся! В доме во дворе пивной завод, в заднем доме – дом терпимости. Выйдет – на улице слышит противную ругань. Некоторые добивались даже изгнания его из Казани».
В 1876 году, в связи с возникшими расхождениями между ним и В. В. Радловым, инспектором  нерусских школ, К. Насыри уходит из этой начальной школы и посвящает себя литературной и научно – педагогической деятельности. В эти годы Насыри написал лучшие свои произведения. Учащаяся молодежь, русские ученые, в первую очередь тюркологи,   высоко оценивали его труды. В 1885 году К. Насыри избрали в действительные члены Общества археологии и этнографии при Казанском университете. Каюм Насыри  официально был  признан как ученый.
Почти вся жизнь К. Насыри прошла в Казани. Правда он несколько раз ездил в Москву, Нижний Новгород, Уфу, Оренбург. Его  выезды из Казани ограничились этими поездками. В 1894 году, в память своей поездки в Оренбург он написал заметку, под названием «Сафар» («Поездка»). В этой заметке К. Насыри описывает свои дорожные впечатления,  город Оренбург и Саитовский посад.
Каюм Насыри каждую весну ездил в свою родную деревню Ширданы и совершал поездки в соседние села, изучая там исторические места. Он широко общался с местным населением, собирал исторический материал. Вот как описывает он одну из своих поездок.
 « В это лето, во время поездки по уезду, в целях сбора исторического материала, проехали до села Сакель – баши. И между Сакель – баши и Рызбу, около села Печек, увидев крышеподобные возвышения, остановив лошадей, сошли с телеги и внимательно обследовали эти возвышенности. Одно было несомненно: возвышенности возникли не самопроизвольно, а появились вследствие приложения рук человека. Думается, что при раскопках возможно найдутся различные вещи и произведения старины.Хотя местное население и называет эти возвышенности «девятью крышами», мы, подсчитав, убедились, что количество их доходит до двенадцати, и что все они расположены в одном месте».
К. Насыри разъезжал не для развлечения, а прежде всего он чувствовал себя человеком науки и всюду, где мог, усердно и кропотливо занимался исследовательской деятельностью. Он умело организовал свой рабочий день. Занимаясь большой научно – исследовательской деятельностью, он уделял время и физическому труду.
Каюм Насыри прекрасно владел ремеслами. Он хорошо переплетал книги, слесарничал, умел делать зеркала, готовить крахмал и при помощи электричества (гальванизации) занимался серебрением и золочением, кулинарничал. Эти ремесла он изучал по книгам и все испытывал сам на практике.
            Солнечными зайчиками насорил
             зеркальных дел мастер-
                                           Каюм Насыйри…
             Творил зеркала, чтобы видели люди
             Лицо свое, как пирог на блюде.
             Когда уставал от бумаги,
                            предавался зеркальной магии.
              Отвлеченье?
                            Но если вдуматься,
              Это не воду толочь в ступице.
              Зеркало отражает только то, что есть
              в сей момент и именно здесь.
              Он пишет, шлифует, дает имена,
              От сердца к руке звучит струна…
              О, это трудно – лицо показать,
               На свет вывести
                              с раскосинкой глаза,
               Истинное лицо
                            освободить от личины,
               поддержав свечой
               или ожогом лучины.
               Ведь сколько не ведающих,
               сокрытых во тьме,
              лиц, проживающих,
               как в тюрьме.
               Не обманет зеркало,
               подымет, утешит,
               сумрак взрежет…
               Зеркало любит открытые лица.
               Книги жгут,
               Бьют зеркала.
               Но жизнь до сих пор не померкла…
                А мастер ослеп –
                весь пролил свет,
                видит во мгле,
               Чего в мире нет.
                «Надо же!
                 Солнечными зайчиками насорил
                              зеркальных дел мастер-
                                           Каюм Насыйри…»
                                                    (З. Мансуров)
Больше всего он любил столярное дело и до конца своей жизни систематически занимался им. Он любил говорить:
«От постоянной сидячей работы появляется усталость, застываеит кровь, поэтому я занимаюсь ежедневно два часа физической работой, делаю необходимые вещи».
К. Насыри прекрасно рисовал и чертил. Для своих Календарей он начертил множество географических карт. Например, карту восточного полушария в календаре за 1878 год, карту Европейской части России в календаре за 1879 год и карту сел Казанской губернии в календаре за 1881 год и т.д. Из его графических работ можно отметить рисунки цветов и различные графические узоры. 
Он был богато одаренным, всесторонне развитым человеком своего времени, очень любил музыку. Как нам известно из воспоминаний современников, он играл на скрипке, мандолине, кубызе, курае.
Для полнокровной жизни человека К. Насыри считает наличие двух самых главных факторов: первый, без чего не может существовать человек – еда, второй – музыка. Прекрасный голос и мелодия – пища для души, она приносит радость человеку и уверенность в действиях.
Убедительно говорит К. Насыри о том, что музыка оказывает большое влияние на психику человека, на состояние его души, на настроение, что  она может воодушевить и придать настроение подавленности, способна вызвать чувство наслаждения, воспитывать великодушие, мужественность, храбрость, вызвать вдохновение к творчеству. Все эти мысли, суждения и наставления описаны в его знаменитой книге «Плоды для собеседника» (сокращенный вариант «Кырык бакча» «Сорок садов») в тридцатой главе.
К. Насыри любил и знал природу. В своей книге «Плоды для собеседников» он писал:
«Мудрецы утверждают, что вид зеленой травы, журчащей речки, красивого, милого личика дает отдых зрению, заостряет ум; они уверяют, что: «Три вещи – Зеленая мурава, прекрасная возлюбленная и журчащий ручеек уничтожают печаль».
В 1860 году он издал книгу «Буш вакыт» («На досуге») о явлениях природы, предназначенную для детей – школьников и лиц, занимающихся самообразованием. Это первое научно – популярное издание, написанное на татарском языке. Оно является и началом создания татарской детской литературы. в 1868 году он выпустил второе издание книги «Буш вакыт». Во втором издании он знакомит читателей с тем, что есть и что происходит в мире. После смерти К. Насыри издательство «Магариф» в 1909 году переиздало эту книгу пятью отдельными выпусками в серии «Детская библиотека».
За 40 лет своей научной, литературной и педагогической деятельности К. Насыри создал  целый ряд ценных трудов. Он впервые составил научную грамматику и полный словарь татарского языка. Он работал над развитием татарского литературного языка, боролся за сохранение чистоты и доступности родного язык широким народным массам. Каюм Насыри писал:
 « Если к нашему языку приглядеться внимательней, то, как известно, его баиты, песни, пословицы удачно рифмованы и ритмизованны. С помощью арабских и персидских слов он полно и красиво передает мысли и нисколько не уступает в этом другим языкам, а, возможно, и отличается большим своеобразием, особенно по части глаголов. Надо, однако, признать; язык наш не развивался. В наше время другие народы стремятся совершенствовать свои языки, правят и улучшают их…  Поскольку татарский язык – самостоятельный, то у него, вне всякого сомнения, есть свой синтаксический строй.  Надо обратить самое серьезное внимание на то, чтобы в разъяснениях правил правописания были рассмотрены вопросы синтаксиса».
В 1860 году вышла в свет книга – учебник «Наху китабы» («Синтаксис»). С 1891 по 1896 годы он составляет и издает грамматику татарского языка, толковые словари татарского языка, правила правописания. Эти книги являются результатом долголетней, кропотливой работы, а также началом создания научной грамматики и полного  толкового  словаря татарского языка.  Каюм Насыри борется за предоставление права гражданства родному татарскому языку.
Значительны заслуги К. Насыри в истории развития татарской художественной литературы. Он сам занимался литературным творчеством, переводил на татарский язык художественные произведения других народов, вел большую работу как литературовед, собиратель фольклора, занимался литературной критикой. К. Насыри переработал  и перевел с арабского языка книгу «Повесть о сорока визирях». Эта интересная книга была издана  1868 году. Она  быстро стала популярной и за короткое время переиздавалась несколько раз.  В 1872 году К. Насыри заканчивает переработку знаменитой повести «Абугалисина».  В 1876 году он приступил к работе над книгой «Плоды для собеседников», а в 1880 году он издает первый сокращенный вариант ее под названием «Кырык бакча» («Сорок садов») В 1896 году напечатал роман «Повесть о Гулрух и Камарджане».
К. Насыри очень серьезно работал и в области педагогики. В своих трудах он определяет задачи воспитания. По его мнению, «воспитание имеет своей задачей не только питание и кормление, т.е. воспитание только тела, но и воспитание и ума, и рассудка, и души». Его труды по воспитанию изданы отдельными книгами, например «Тәрбия китабы» («Книга о воспитании»).
К. Насыри первый ученый, ознакомивший татар на родном языке с естественными науками. Он написал учебники по геометрии, географии, книгу по земледелию.  В книге по ботанике Насыри дает сведения о травах и цветах, впервые называя их  по - татарски. В национальном музее РТ хранится Глобус небесной сферы – одна из ценных реликвий, которая напоминает нам о великом ученом и просветителе. По преданию, Каюм Насыри изготовил этот глобус собственноручно.
К. Насыри имеет большие заслуги и в области истории, археологии и этнографии. Его книга «Поверия и суеверия казанских татар» была переведена на русский язык ученым Масловским, который когда-то учился в духовной семинарии и был учеником К. Насыри. Эта книга была издана в 1880 году в Петербурге в 6-м томе «Записок Императорского российского географического общества».
С 1871 года К. Насыри начал издавать настольный ежегодный календарь. В календаре, выходившем систематически  в течение 24 лет (с 1871 по 1897 годы),  наряду с чисто календарным материалом, помещалось много научного и литературного материала.  Поэтому К. Насыри справедливо можно назвать первым татарским журналистом – энциклопедистом.
Однако путь его не был гладким, а научные труды, литературная деятельность вызывали не только восторги. Его не принимало мусульманское духовенство. Обыватели, торговцы при жизни всячески поносили его, притесняли, а то и публично оскорбляли. Зависть и злоба правили рукой тех, кто слал ему анонимные письма, грозил расправой, устоил поджог его дома. Несмотря ни на что, Каюм Насыри продолжал свое дело, терпеливо преодолевая преграды.  Он ясно понимал, что ведет первую самую трудную борозду на пашне просветительства.  В 1876 году Насыри пишет в автобиографическом очерке:
 «Так уж повелось, что в каждом деле кто-то начинает первым, и на его долю не выпадает ничего, кроме ругани. Общеизвестна, например, участь Колумба, Гуттенберга и других. Важность их открытий люди оценили лишь в наши дни».
Как просветитель и поборник знаний, К. Насыри призывает к тому, чтобы люди жили счастливой, благородной, красивой жизнью, он нес идеал прогресса и справедливости, мечтал, чтобы книги его были доступны народным массам. К. Насыри поднял на большую высоту родной татарский язык, мечтал о том, как взойдет солнце счастья и наступит конец мраку темноты. В 1945 году на научной сессии в Москве, посвященной 120 – летию ученого, член-корреспондент АН СССР, известный тюрколог Николай Дмитриев сказал: “В жизни каждого народа, как и отдельного человека, бывает своя пора весны. Каюм Насыри одним из первых ощутил её и отдал ей всё творчество своей жизни”.
Музой, женой и семьей Каюма Насыри стала наука.  Каюм Насыри стал настоящим кумиром для молодой татарской интеллигенции конца XIX - начала XX века - Г.Тукая, Ф.Амирхана, Г.Ибрагимова, Г.Камала и других, стоявших у истоков профессиональной национальной литературы, театра, искусства и науки.  Просветитель, которого на закате дней разбил паралич, скончался 20 августа 1902 года и был похоронен шакирдами медресе “Мухаммадия” на кладбище Новотатарской слободы города Казани.
Благодарные потомки сберегали не только память. Такие земляки, как Габдельгани Минзарипов сохранили старый дом, вещи, а вместе с ними и частичку души великого просветителя, что позволило открыть музей в деревне Большие Ачасыры. Посетите этот скромный уголок, поразмыслите над биографией Каюма Насыри, перечитайте его «Наставления» - вам откроется кладезь мудрости.

Использованная литература:
1. М.Гайнуллин. Каюм Насыйри и просветительское движение. Казань, «Магариф».
2. Ахунов А. Глобус Каюма Насыри //Идель. – 2008. - №6. – с. 54-55
3. Ахунов А. Чужой среди своих //Татарстан. – 2005. - №2. – с. 62-64,
4. Салихов Р. Участь первопроходца  //www:e-vid.ru
5. Ухов Е. Родники Каюма Насыри //Республика Татарстан. – 2015. - №19 (12 февраля). – с.16.




0 Comments:

Post a Comment



Следующее Предыдущее Главная страница