среда, 24 января 2018 г.

Ш. Марджани и его наследие


16 января 2018 года исполнилось 200 -    лет татарскому богослову, философу, историку,
просветителю, этнографу, археографу, востоковеду и педагогу Шигабутдину Марджани. Его жизнедеятельность можно условно разделить на два этапа: религиозно-реформаторский (до 70-х годов XIX века) и просветительский (70—80-е годы XIX века).
Характеризуя этот первый этап, следует подчеркнуть большую роль среды, в которой рос и воспитывался будущий ученый. Ш. Марджани лишился матери, когда был в пятилетнем возрасте. Её отец- Абд ан- Насир (Габденнасыйр), мишарин по происхождению уроженец деревни Чокалы Симбирской губернии, переехав в село Ашит (Арский р-н РТ) был имамом и мударрисом. Марджани часто виделся с ним, и он также оказал на него свое влияние в ранние годы, как и дед по отцу – Субхан ибн Абд ал – Карим, уроженец деревни Чаки ал – Кубра (нынче Арский р-н) был довольно просвещенным человеком своей эпохи. « Дед был интересным собеседником, обладал хорошей памятью, много рассказывал о прошлом» - писал Марджани.

Именно благодаря окружению такими людьми он с детства определил свой путь, решив пойти по стопам отца. Учитывая что будущий ученый воспитывался в суровой обстановке под надзором мачехи, можно представить, что свободное время он отдавал учению и с радостью проводил свое время со своими дедами, которые любили и жалели его.


Его близкие современники отмечали, что в детстве он был склонен к размышлению, придумывал новые игры и занимал своих сверстников своими задумками. Не был он лишен и чувства юмора. Иногда он любил пошутить, например надевал бумажную маску и пугал детей и старух. Как отмечали его современники Марджани уже с детства отличался хорошим физическим здоровьем и силой, был очень смелым. Еще подростком начал участвовать в поединках народной борьбы – куреш.
Ведущий библиотекарь национально-краеведческой библиотеки Билалова Г. Ш.
Начальное образование Марджани получил в медресе своего отца в деревне Ташкичу. Это медресе в свое время было довольно известным в Казанском крае. В то время в медресе не было определенного порядка с точки зрения многих аспектов. Например, не было возрастных рамок для учащихся, так Марджани посещал медресе отца с шести лет. Процесс обучения опирался на книги. Закончив одну книгу по дициплине, шакирд переходил к следующей. Ученики учились не регулярно, а когда для этого имелись возможности. Юному Марджани, как самому старшему из детей в семье, приходилось выполнять много поручений по домашнему хозяйству, смотреть за младшими, что даже иногда у него не было времени ходить учиться. Очень часто попадало от мачехи. И своих учеников он впоследствии не раз предупреждал: «Детей своих никогда не бейте! Особенно остерегайтесь бить по голове! Я в детстве натерпелся немало».

 Учеба в медресе длилась до 10-15 лет, в течение которых шакирды заканчивали от 5 до 10 книг с комментариями и супракомментариями к ним. Ученики могли получить не более одного урока в день. Марджани с самого начала учился с усердием, старался  хорошо понимать изученное. Он не ограничивался изучением предметов и книг преподаваемых в медресе, часто засиживался в домашней библиотеке, прилагая немалые усилия для понимания арабских и персидских книг. Бывало, что ему приходилось прочитывать книгу 4 раза, чтобы понять её.

С 17 лет принимает участие в преподавании в медресе своего отца, и будучи не удовлетворенным учебниками по арабской грамматике на персидском языке, составляет свой учебник на арабском языке с целью облегчения учебы шакирдов.

Достигнув 21 года, 17 мая 1838 года отправляется с торговым караваном на учебу в Бухару. Никуда не выезжавший до этого Марджани получил неизгладимые впечатления от своего путешествия. Кругозор молодого ученого расширился. Известно, что на протяжении всего пути, который продлился 7 месяцев, он вёл путевые заметки. Даже во время движения каравана, находясь на верблюде читал книги. Он застал в медресе бездумное заучивание Корана и зубрежку религиозных текстов, науки Нового времени и светские учебные дисциплины здесь не изучались. Он поднимал перед мударрисами (преподователи) вопрос о необходимости реформы медресе, однако не получил поддержки. Неудовлетворенный системой обучения  в медресе, он в основном самостоятельно занимался в богатых ценными рукописями местных библиотеках. Деньги на жизнь зарабатывал обучением детей состоятельных людей.

После пяти лет пребывания в Бухаре, отправляется в другой ближайший центр религиозных наук – Самарканд. Там он обучается в медресе «Ширдар», знакомится с известным историком Кади Абу Саидом ас-Самарканди, который, как пишет Марджани, стал первопричиной того, что он «начал интересоваться исторической наукой и приступил к исследованию исторических книг». Марджани ведет с ним беседы, работает в его богатой рукописями библиотеке, доступ в которую имели немногие.

В 1849 году, после одиннадцатилетнего отсутствия, с новым багажом знаний Марджани возвращается на родину. Примерно через три месяца после его приезда в Казань, после сдачи им одного экзамена в Казани, а другого у муфтия в Уфе, 30 марта 1850 года, Духовное собрание мусульман издает указ о назначении Марджани имамом-мударрисом 1-й Казанской мечети. Слава о татарском ученом как о большом знатоке наук опередила его приход в медресе. Многие стремятся попасть к нему на обучение. Марджани поставил перед собой цель: преобразовать, ре формировать сознание мусульман в духе Нового времени. Он призывал возвратиться к первоисточникам мусульманской религии - к Корану, хадисам, словам муджтахидов (факихам, выносившим суждения по общественно-правовой жизни мусуль ман) — и предлагал на основании знания этих источников само му выносить иджтихад (самостоятельное суждение по вопросам религиозной и общественной жизни мусульман).

Со временем имя Марджани становится известным далеко за пределами Казани: в 1870 году выходит в свет его книга «Назурат ал-хакк», с новыми — своего времени и среды — религиоз но-реформаторскими идеями, принесшая автору широкую изве стность не только на родине, но и на мусульманском Востоке.

Назурат ал-хакк» получил широкую популярность не только в Поволжье, но и на Ближнем и Среднем Востоке. Этот труд Марджани высоко оценили известные мусульманские ученые Индии того времени Садик б. Хасан ал-Кунуджи и Абд ал-Хай ал-Канави, сирийский ученый Джамал ад-дин ад-Димашки, тунисский—Шейх Мухаммал Байрам.

На втором этапе жизнедеятельности просветительские тенденции в мировоззрении Марджани начинают преобладать над религиозно-реформаторскими. В его взглядах происходит качественный скачок в сторону просветительской идеологии. Творчество и деятельностьМарджани сливается с татарским просветительским движением.

70—80-е годы XIX века - это время близкого знакомства Марджани с русской культурой, учеными-востоковедами Казанского университета. Марджани хорошо знал профессора И.Ф.Готвальда, академика В. В. Радлова, первого востоковеда среди женщин О.С.Лебедеву и многих других русских ученых.

2 февраля 1870 года издается распоряжение об изучении татарами русского языка в медресе, открываемых после 1870 года. Многие жители Казани были недовольны этим указом. Происходили споры и между учеными. Большая часть татарских мулл считав, что изучение русского языка противоречит устоям шариата, является греховным занятием. Противоположную точку зрения выражали ученые, во главе которых стоял Марджани. Татарский мыслитель ратовал за изучение русского языка, свет - ских наук, прибегая к традиционному авторитету веры; необходимость изучения татарами русского языка Марджани обосновывал ссылкой на шариат: «Ислам,—доказывал он,—не противоречит изучению различных языков, которые дают возможность получать знания». «Необходимо народу, находящемуся под владычеством (другого народа) знать три вещи: его язык, письменность и законы, касающиеся распоряжения собственностью».

13 сентября 1876 года в Казани открылась Татарская учительская школа с восьмилетним обучением. Школа готовила учителей начальных классов из татар. Преподавание велось на русском языке, исключая урок шариата. Марджани первым из татарского мусульманского духовенства согласился на предложение инспектора школы В. Радлова преподавать в ней вероучение. На открытии школы он выступил с приветственной речью, в кото рой призывал татар к обучению в этой школе.

В 80-х годах XIX века радикально расширяется собственно научная деятельность Марджани, на передний план выходят занятия философскими и историческими дисциплинами, а ре лигиозно-реформаторская деятельность отодвигается на задний план. В этот период Марджани работает над рукописным биобиблиографическим словарем «Вафият ал-аслафватахият ал-ахлаф» («Подробное о предшественниках и их приветствия по томкам») который включает 6057 биографий ученых, писателей, философов и общественно-политических деятелей мусульманского Востока.

Марджани оставил после себя не только богатое наследие, но и своих учеников и последователей, продолживших его дело. Одним из них был X. Фаизханов (1828—1866) - преподаватель Петербургского университета, ученый-просветитель.

В последние 3 года своей жизни, особенно после кончины подававшего большие надежды 20- летнего сына Махмуда (умер 1885г.) у Марджани сильно ослабло здоровье. Предчувстуя приближение смерти, больше времени он уже посвящал чтению Корана. За полмесяца до кончины он выходил в медресе и давал уроки, затем находился в постели дома. Вечером 18 апреля 1889 года умер. Он похоронен на Татарском кладбище Ново-татарской слободы (Казань)

Марджани написал более 30 произведений, большая часть которых была издана. Правда, в основном на арабском языке, только некоторые сочинения написаны на татарском языке арабским шрифтом. Но не все произведения, написанные ученым, еще обнаружены.

Ш. Марджани помнят: и власть и люди. В Казани есть улица имени Марджани, мечеть Марджани  – это памятник культуры и истории татарского народа, который в городе  знает каждый.  В честь ознаменования этой памятной даты, в Арском районе в деревне Ташкичу прошли торжественные церемонии открытия музея, мемориального комплекса и родника.

    






Список использованной литературы:

1. Якупов Р.И. Толерантный российский ислам  // История и современность. - 2005. - № 1 - с. 189-199.
2. Юзеев А. Шихаб Ад-Дин Марджани (1818-1889) / Татарские интеллектуалы: исторические портреты. - Казань, 2005. - 60 с.
3. Юсупов М.Х. Шигабутдин Марджани . - Казань: Тат. кн. изд-во, 2005. - 271 с.
4. Юзеев А.Н. Шихаб аддин Марджани: мыслитель, религиозный реформатор, просветитель. - Казань: Иман, 1997. - 60 с.
5. Тауфик  И. На пути к коранической толерантности. - Н. Новгород: ИД «Медина», 2007. - 288 с.
6. Шагавиев Д.А. Факторы прогресса мусульманского сообщества в богословских произведениях Шигабутдина Марджани  // Ученые записки Казанского государственного университета, 2009. - Т.151. - Кн. 1. - С. 97-103.

7. Духовная культура и татарская интеллигенция: исторические портреты. Сборник статей для учителей и учащихся старших классов. - Казань: Магариф, 2000.

8. История Казани. Т.1. – Казань, 1988; Т.2. – Казань, 1989.

9. Культура, искусство татарского народа: истоки, традиции, взаимосвязи. – Казань, 1993.
10. Мушарова В.М. История культуры Татарстана. - К: Магариф, 2010. - 287с.






Комментариев нет: